Композиция произведения. Стихотворение Заболоцкого. Журавли.
Какая композиция? По-моему прямая последовательность, но не уверен
Какая композиция? По-моему прямая последовательность, но не уверен
Тема природы в творчестве Н. Заболоцкого занимает важное место. Часто, обращаясь к этой, традиционной для русской классической поэзии, теме, автор решает моральные, философские вопросы.
Обратимся к его стихотворению «Журавли» . Оно сюжетно. Это печальная, но красивая история о гибели вожака журавлиной стаи. Красоту сюжету придают поэтические тропы, благодаря которым образы становятся зримыми, мы близко переживаем происходящее.
В первых строфах описывается полёт журавлей к «берегам отеческой земли» :
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
Эта метафора говорит о глубине небесного простора, о свободе полёта. Птицы тоже прекрасны, это подчёркивается эпитетом «серебряные крылья» . Сначала мы представляем картину в светлых красках: голубых, белых, серебристых. Но врывается чёрный цвет, он предвещает беду: «Чёрное зияющее дуло // Из кустов навстречу поднялось» . Кто-то убил прекрасную, гордую птицу:
Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.
Сколько силы, торжественности в этих словах! Автор, называя журавля «частицей дивного величья» , хочет подчеркнуть красоту, гордость и недоступность природы.
Далее следуют гиперболические образы. Крылья птицы похожи на «два огромных горя» . Так горюет природа о потере своего «сына» . Следом автор отождествляет журавлей с человеком: «И, рыданью горестному вторя, // Журавли рванулись в вышину» . То есть горе животных ничуть не меньше, чем горе человеческое.
Природа старается защитить, уберечь своих детей от смерти, поэтому наделяет их силой, которой не имеет человек: она даёт им возможность укрыться там, «где движутся светила» , т. е. подняться ввысь. Журавли, а значит, и сама природа сохраняют, что бы ни делал человек, «гордый дух» , «высокое стремленье» , «волю» .
Жизнь продолжается – таков смысл следующей строфы. В последнем четверостишии автор снова возвращается к гл...