Приступая к работе над поэмой "Мертвые души",
Гоголь писал, что ему хочется в этом направлении"показать
хотя бы с одного боку всю Русь".
Так писатель определил свою главную задачу и идейный
замысел поэмы.
Для осуществления столь грандиозной темы ему понадобилось
создать оригинальное по форме и содержанию произведение.
Макрокомпозиция поэмы "Мертвые души" подсказана Гоголю
"Божественной комедией" Данте: первый том - ад крепостнической
действительности, царство мертвых душ;
второй - чистилище; третий - рай.
Этот замысел остался неосуществлённым.
Не смог писатель провести своего героя через
чистилище и показать русскому читателю грядущий рай,
о котором мечтал всю жизнь.
Сюжет путешествия дает Гоголю возможность создать
галерею помещиков, познакомить с ними.
При этом композиция выглядит очень рационально:
экспозиция сюжета путешествия дана в 1-й главе (Чичиков
знакомится с чиновниками и с некоторыми помещиками,
получает у них приглашения) ,далее следуют пять глав,
в которых "сидят" помещики, а Чичиков ездит из главы в главу,
скупая мертвые души.
Первую главу поэмы можно определить как своеобразное
вступление. Действие еще не началось, и автор лишь в
общих чертах обрисовывает своих героев.
Сюжет “Мертвых душ” (последовательность встреч
Чичикова с помещиками) отражает представления Гоголя
о возможных степенях деградации человека.
“Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого".
Помещиков в “Мертвых душах” объединяют общие черты:
праздность, пошлость, духовная пустота.
В самом деле, если Манилов еще сохраняет в себе
некоторую привлекательность, то Плюшкин,
замыкающий галерею помещиков-крепостников, уже открыто
назван “прорехой на человечестве”.
Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича,
Плюшкина, писатель прибегает к общим приемам типизации
(изображение деревни, господского дома, портрета хозяина,
кабинета, разговора о городских чиновниках и мертвых душах) .
При необходимости дается и биография персонажа.
В образе Манилова запечатлен тип праздного, мечтателя,
“романтического” бездельника. Хозяйство помещика
находится в полном упадке. Манилов-это помещик-расточитель,
бездеятельность которого ведет к полному разорению.
Образ накопительницы Коробочки лишен даже тех “
привлекательных” черт, которые отличают Манилова.
И снова перед нами тип - “одна из тех матушек, небольших
помещиц, которые набирают понемногу деньжонок в
пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов”.
Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве.
“Крепколобая” и “дубинноголовая” Настасья Петровна боится
продешевить, продавая Чичикову “мертвые души”.
Ноздрев, полная противоположность Манилову и Коробочке.
Он стремится показаться значительней и богаче,
чем есть на самом деле. Картежник, пьяница, врун и
скандалист-вот краткая характеристика Ноздрева.
Это человек, как пишет автор, который имел страсть
"нагадить ближнему, причем вовсе без всякой причины".
Собакевич настолько груб, неотесан, что в теле его
"совсем не было души". В комнатах Собакевича все такое
же неуклюжее и большое, как он сам.
Стол, кресло, стулья и даже дрозд в клетке, казалось,
говорили: "И я тоже Собакевич".
Последним в галерее помещиков стоит Плюшкин.
Гоголь отводит ему это место, поскольку Плюшкин являет
собой результат праздной жизни человека,
живущего за счет чужого труда.
"У этого помещика тысяча с лишком душ", а выглядит он
как последний нищий. А ведь были времена, когда
Плюшкин был бережливым, состоятельным хозяином.
Но ненасытная страсть к наживе, к приобретательству
приводит его к полному краху.
Плюшкин, замыкающий галерею помещиков, уже открыто
назван “прорехой на человечестве”.