Сказочка на ночь и вопрос. Почему эта тьма или тема. ослепляет и сегодня?
Христианская религия боролась со всякой свободной мыслью. Христианские епископы и священники были против науки; они считали опасными врагами не только ученых, но и написанные ими книги.
Вот что случилось в той самой Александрии, где жил Птолемей, лет через двести после его смерти. Там существовала богатейшая библиотека древнего мира: в ней было более четырехсот тысяч рукописных книг. Даже в наше время библиотека с таким количеством книг считается очень большой.
В александрийской библиотеке были собраны труды ученых всего мира по медицине, истории, географии, астрономии, математике и другим наукам. Ученые со всего мира съезжались туда работать.
И в 391 году это хранилище науки было сожжено, уничтожено озверелой толпой христиан, которых подучил епископ Теофил. Погибли бесценные сокровища. Они были дороже золота и бриллиантов, так как восстановить сгоревшие рукописи было уже невозможно.
А еще через два десятка лет свирепая толпа христиан растерзала одну из самых замечательных женщин древности — Ипатию, первую в мире учительницу астрономии и математики. Ипатия смело боролась за настоящую науку, против христианских суеверий, и епископ Кирилл подослал к ней убийц.. .
Так расправлялась «святая» церковь с людьми науки.
Почему церковникам понравилось учение Птолемея?
Потому что оно во многом сходилось с библейскими сказками о сотворении мира; только шарообразность Земли пришлась церковникам не по вкусу, и они приказали верующим считать Землю плоской.
Христианское учение изложено в книге, которая называется «библия» .
«Бог вначале отделил свет от тьмы, сотворил небо и безводную, пустынную Землю» , — рассказывает библия. Таким образом, по библии, Земля сразу становится центром вселенной (как и у Птолемея) .
На второй день бог создал небо, названное «твердью» . Это твердое небо отделило «воды земные» от «вод небесных» . Небесными водами библейская сказка считала те воды, которые падают сверху в виде дождя. По мнению древних, эти воды скоплялись выше неба и просачивались в мелкие отверстия в нем.
На третий день бог отделил воду от суши и повелел появиться растительности.
Только на четвертый день создал бог Солнце, Луну и звезды, чтобы освещать дни и ночи на Земле.
В пятый день он сотворил пресмыкающихся, рыб и птиц, а в шестой — зверей и человека.
Читая эту библейскую сказку, удивляешься, как много в ней нелепостей и противоречий. Не стоит разбирать их все. Достаточно спросить: свет появился в первый же день творения, а Солнце, Луна и звезды только на четвертый, откуда же исходил свет? И еще: как велся счет первым трем дням творения, когда не было ни Солнца, ни Луны?
Церковники на эти нелепости не обращали внимания. Ведь они упорно преследовали всякую науку. Они говорили: «После Иисуса Христа нам не нужны никакие науки! » Система Птолемея потому полюбилась «отцам» церкви, что она не очень противоречила библейским сказкам. И когда уже выяснилась полная неправильность Птолемеевой системы мира, владыки церкви продолжали держаться за нее и преследовали всех, кто в нее не верил.
Христианские «отцы» церкви учили, что страшное место мучений грешников, ад, находится в глубоких подземных пропастях земли. А на девятом небе, где у Аристотеля был «первый двигатель» , церковники поместили рай, где будто бы обитали бог, ангелы и святые.
Ангелам, кстати, нашли работу на небе. Духовенство стало учить, что ангелы движут планеты. В середине XV века вышло сочинение Дж. Фонтана: «Книга о всех естественных вещах, которые содержатся в мире, и об ангелах — двигателях небес» .
Церковники только в одном были не согласны между собой: каким образом ангелы движут планеты?
Одни церковные писатели уверяли:
— Ангелы носят светила на своих плечах, как крестьянин тащит мешок муки на мельницу.
Другие говорили:
— Нет, ангелы катят светила по небу, как работник катит на погреб бочку с пивом!
— Не так и не этак! — вступали в спор третьи. — Ангелы тащат за собой светила, как лошадь везет телегу!. .