В птичьем пении "куплеты" называются "коленом". Только с "коленом Израилевым" не путайте, там уже другая тема...
фью... фьюфьюююююфьююфьюююфьюя
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Ты куда, куда летишь,
Где всю ночку пропоешь?
Кто-то бедная, как я,
Ночь прослушает тебя,
Не смыкаючи очей,
Утопаючи в слезах?
Ты лети, мой соловей,
Хоть за тридевять земель,
Хоть за синие моря,
На чужие берега;
Побывай во всех странах,
В деревнях и городах:
Не найти тебе нигде
Горемычнее меня.
У меня ли, у младой,
Дорог жемчуг на груди,
У меня ли, у младой,
Жар-колечко на руке,
У меня ли, у младой,
В сердце миленький дружок.
В день осенний на груди
Крупный жемчуг потускнел,
В зимню ночку на руке
Распаялося кольцо,
А как нынешней весной
трель?
Песня соловья начинается с запевки. Называется она почином. Начинается почин с тихого цикающего, или даже дребезжащего звука, за которым следует сильный флейтовый слог. Особенно красиво звучащий почин называют приемом. После почина следуют свисты. Разновидностей свистов очень много, значительная часть их объединена в группы, а названия они носят в основном звукоподражательные: визговой свист (вив-вив) , липушка (лип-лип) , ивлев свист (ив-ив) , волчковый (уить-уить, назван так за сходство с криком поползня, которого в старину называли волчком) , губовые свисты (пониже тоном) . После свистов в песне соловья звучат дудки, хотя различить их сложно, по существу это более низкие свисты. С водопойных дудок, а чаще замещая их, соловей переходит на трелевые и луговые дудки. Это самые сложные колена, делающие честь соловью как непревзойденному певцу, ни одна другая птица не в состоянии повторить их. Завершается соловьиная песня раскатами, дробями и стукотнями. Это чистые сильные звуки, слышимые на больших расстояниях. Звучание их трудно передать буквенной записью. Последняя песня «концерта» обычно заканчивается самыми сильными раскатами, после чего птица смолкает и делает перерыв на отдых или кормежку.