Живописец максимально приближает модель к передней плоскости холста, тем самым, позволяя более подробно рассмотреть зрителю мальчугана. В выражении детского с круглыми щеками лица Захарки уже прослеживается мужицкая основательность и серьезность. Пытливый взгляд на чем-то сосредоточен. Легкий поворот головы мальчика придает всей композиции подвижность.
Венецианов вносит в портрет жанровые мотивы: Захарка перебросил через плечо топор, словно вот-вот примется за работу. Его образ полон достоинства и жизненной правдивости.
Захарка — сын крестьянина Федула Степанова, взятого В. Г. Венециановым в дворню из отдалённой деревни Сливнево. Когда художник впервые увидел мальчика, тот был в большой шапке и рукавицах, с топором на плече. Сам маленький, а на вид важный, деловой. Ну прямо мужичок с ноготок! Из-под неуклюжей, отороченной мехом, то и дело наползавшей на лицо шапки пытливо глядели большие живые глаза. В них светились ум, твёрдость, доброта. Ясный взгляд озарял и делал привлекательным некрасивое лицо с широкими скулами, коротким носом и очень полными губами.
У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый, - что и говорить! - а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов. –«Бежин луг»