Образ мифического фракийского певца Орфея, создателя музыки и стихосложения, привлекал М. Цветаеву своей трагической судьбой, которая чем-то напоминала ей свою собственную. В декабре 1921 года, когда создавалось это стихотворение, душа поэтессы разрывалась от тревоги не только за то, как сложится ее дальнейшая жизнь — вспомним, что была почти прервана связь с мужем, Сергеем Эфроном, оказавшимся в эмиграции, — но и за будущее России, раздираемой всеобщей ненавистью, гражданской войной, которую Цветаева не понимала и не принимала. Понятие об обыкновенном человеческом счастье было вытравлено общечеловеческой трагедией:
«...Не моя вина, что я с рукой
По площадям
стою — за счастьем... »
(«Пригвождена...» , 1920).
Орфей не сумел обуздать свою страсть, нарушил запрет и навсегда потерял любимую. Миф об Орфее заканчивается гибелью самого певца. Разгневанные на Орфея за то, что он после смерти Эвридики избегал женщин, вакханки, спутницы бога виноделия Диониса, убили его, а голову и лиру бросили в реку. Римский поэт Овидий в «Метаморфозах» , вспоминая это древнее сказание, писал, что уста поэта продолжали петь свои дивные песни. «И лира уверяла: — мира! » — первые христиане считали Орфея миротворцем, приход которого возвестил древнееврейский ветхозаветный пророк Исайя. «Так, к острову тому, где слаще, // чем где-либо — лжет соловей... » — в «Метаморфозах» Овидия находим, что лиру и голову певца волны принесли к берегам острова Лесбос; таким образом, Лесбос стал, по древнему преданию, наследником патриарха греческой песни. Так греки пояснили появление на острове таких величайших лириков, как Алкей и Сапфо. «Не лира ль истекает кровью? // Не волосы ли — серебром? » — в этих вопросах много личного. Сердце поэтессы истекает кровью, но источает свет любви и поэзии. http://schooltask.ru/obraz-pevca-orfeya-v-poezii-cvetaevoj/