«Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью» или: «Душа есть суть бытия и форма.. . естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя» . Аристотель различает четыре вида души:
Самая низшая - растительная часть души, чье дело воспроизведение и питание. Эта часть души присуща всем формам жизни. За ней следует животная часть души, способная к ощущениям. Животная часть души не может существовать без растительной, в то время как растительная душа может вполне обходиться без животной. Третья часть души человеческая, обладает способностью к рассуждениям. Высшая форма существования человеческой души Аристотелем наделена автономией и именуется божественной. Она-то и является умом. Божественно-разумная часть души не принадлежит человеческому телу, ибо, как утверждает Аристотель в трактате «О Душе» , «ничто не мешает, чтобы некоторые части души были отделены от тела, так как они не энтелехия какого-либо тела. Ум существует отдельно от тела».
Аристотель уже ничего не выделяет. Он давно умер.