Качества Данко исключительно человеческие, и Горький не показывает как некую данность, а прослеживает их возникновение в душе героя. Сострадание рождает любовь к людям, любовь превращается в веру в пробуждение в сердцах соплеменников человеческого, вера становится источником подвига
.Среди гордых и свободолюбивых горьковских героев умудренная жизнью старая Изергиль убежденно выражает мысль Горького об ответственности за себя, свои действия и поступки. Через всю свою жизнь пронесла Изергиль чувство человеческого достоинства; его не могли сломить ни превратности судьбы, ни опасность смерти, ни страх потерять любимого человека, лишиться любви. История ее жизни — апофеоз свободы, красоты, высоких нравственных ценностей человека. Поэтому так убедителен ее рассказ о самоотверженном, героическом подвиге Данко, будто это не поэтическая легенда, а реальная история, свидетельницей которой была она сама. Утверждая красоту и величие подвига во имя людей, Изергиль противостоит людям, утратившим свои идеалы. А кто же те, ради которых альтруист Данко пожертвовал жизнью, кого он вывел из тьмы леса и смрада, болот на свет и свободу, осветив им дорогу своим горящим сердцем? «Были это веселые, сильные и смелые люди» , но вот пришла «тяжелая пора» и они разуверились в борьбе, ибо считали, что прежний их опыт борьбы ведет лишь к гибели и уничтожению, а «они не могли умереть» , потому что вместе с ними исчезли бы из жизни и «заветы". Спасая людей, Данко отдает самое дорогое и единственное, что имеет — свое сердце — «факел великой любви к людям» . Подвиг во имя жизни человеческой, свободы ляжет в основу рассказа. К самопожертвованию во имя людей и призывал Горький. Основная мысль, прослеживающаяся в рассказе: человек, сильный, красивый, способный на подвиг, — это настоящий человек.
Старуха Изергиль помимо передачи мнения автора является еще и связующим звеном. История ее жизни помещена посередине рассказа. Она жила среди людей, но для себя. Первой от Изергиль мы слышим легенду о гордом, свободолюбивом Ларре, сыне женщины и орла, который жил для себя, и последней — о Данко, жившем среди людей и для людей. http://www.char.ru/294/55058.htm Глубокое сострадание к ближним и зажгло в сердце Данко огонь любви к ним. Но не только боль за несчастных превратила обычного человека в героя, подвижника. Источник его деяния - глубокая вера в возможность пробуждения в соплеменниках человеческого. Люди племени пошли за Данко, потому что "поверили в него". Но и смелый юноша поверил в своих ближних. Так, обычного землежителя писатель наделил почти божественной силой, представление о которой почерпнул прежде всего из религиозных текстов: любовь-свет, вера спасают страждущих.
Выведя соплеменников к свету, Данко "кинул радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо" (I, 6). Это смех победы над страхом и смертью. Совершенно иначе, как мы уже видели, реагировал на смех Ларра: "...он дрожал, слыша смех" (I, 81). Такая реакция на смех - знак принадлежности к "иному миру". Услышав смех, Ларра испугался, что указывает на нечеловеческую природу героя. "Живые узнаются по тому, что они зевают, спят и смеются. Мертвые всего этого не делают" - говорится в книге В. Я. Проппа "Мифология сказки" 11 . http://www.spisano.ru/argument/files.php...
Данко отличался своей храбростью, он принял решение повести людей из леса хотя они ничего не сделали.