ПН
Петр Нагорнов

Эпизоды сатиры в романе "Мастер и Маргарита"

Гу
Гульнур

"Мастер и Маргарита" зачинался как роман сатирический, о чем говорят частично восстановленные первые редакции и подготовительные материалы к ним. Булгаков-художник изначально стремился построить целостный сатирический облик внутри романной формы. Отсюда объектом его сатиры был не отдельный порок, а «жизнь как целое», порочный мир с коллективной виной. Этот мир представлялся ему символом общества, общественных взаимоотношений, где каждая личная интрига станови лась социально-типической, рассматривалась в историческом срезе. Большая сатира требовала для себя и больших художественных пространств, расширения кругозора видения. У Булгакова мы находим собирательное лицо города во множественности своих частных проявлений, вполне конкретную столицу — Москву. Сатирическое дарование писателя предполагало дальнейшее обобщение.

Образ города под телескопическим взором сатирика становился образом России советской.

Формы сатирического, условного в романе унаследова ли большую жанровую свободу от древней комедии и сатировской драмы. М.Булгаков вводит почти неограничен ное число сатирических персонажей сообразно со сложным романным сюжетосложением, повышает структурное значение массовых сцен с элементами хора. Семейная, личная интрига реально-бытовых эпизодов в романе совершенно не играет самодостаточной роли. Образ типического социального лица, живого общественного целого складывается из множественных человеческих физионо мий, характерных, часто гротескных масок. Они принадлежат, за редким исключением, второстепенным персонажам, образующим ту бытовую среду, в которую до некоторой степени погружены герои, но вместе с тем и противопоставлены ей как духовные личности.

Именно распад духовной личности приводит к «эпохе легиона», к стадности, к общественному злу (В.И.Иванов). Сатирические персонажи олицетворяют «стадность», тот же распад личности, только в другом его измерении. Происходит «расчеловечение человека» душевно-телесного, бытового, приватного, природного и социального.

Писатель-сатирик рисует лица персонажей с полным отсутствием в них духовной устремленности. Булгакову важно показать в живой цельности характеров результат утраты человеческой полноценности. В облике каждого персонажа наблюдается «несоответствие», противоречие, карикатурные черты вплоть до гротескной деформации.

Похожие вопросы
модернистские черты в романе Булкагова "Мастер и Маргарита"
коротко о любви мастера и маргариты в романе"мастер и маргарита"СРОЧНО.. ПОМОГИТЕ. . ПОМОГИТЕ
единство вечного и сегодняшнего в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Почему в романе " Мастер и Маргарита" появляется библейский мир?
Была ли счастлива Маргарита? (по роману Булгакова мастер и Маргарита)
Эпизоды сатиры в романе "Мастер и Маргарита"??
история мастера, в романе мастер и маргарита
Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» сочинение
Мастер и Маргарита по роману Булгакова
на чем летали в романе "мастер и маргарита"