Елена Колесник
Елена Колесник

Отражение идеи вечной жизни в культуре древнего египта

Анатолий
Анатолий

Прежде всего, это «Книга мёртвых»

Это сборник гимнов и религиозных текстов, помещавшийся в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести благополучие в посмертии. Различные копии Книги Мертвых могут содержать от нескольких и до двухсот глав различного объёма, начиная от длинных поэтических гимнов и кончая однострочными магическими формулами. Название «Книга мёртвых» дано египтологом Р. Лепсиусом, но правильнее её было бы назвать «Книгой Воскресения», так как её египетское название — «Рау ну пэрэт эм хэру» дословно переводится как «Главы о выходе к свету дня».

Одни из лучших образцов «Книги мёртвых», написанные на свитках папируса, относятся ко времени расцвета культуры при XVIII династии. Наибольшее число папирусов с текстами из Книги мёртвых было найдено в захоронениях города Фивы; именно по этой причине версию Книги мёртвых, получившую распространение в этот период, называют Фивской. Большинство их было найдено в фиванских гробницах и принадлежало главным образом жрецам и членам их семей. Эти папирусы богато украшены тончайшими рисунками, изображающими сцены погребения, совершения заупокойного ритуала, посмертного суда и другие сцены, связанные с заупокойным культом и представлениями о загробной жизни.

Также существует Саитская версия Книги мёртвых, появившаяся в результате деятельности фараонов XXVI династии, когда произошло всеобщее возрождение древних религиозных и погребальных традиций, были восстановлены храмы, а старые тексты Книги мёртвых переписаны, переработаны и упорядочены.

«Книга мёртвых» связана с более ранними сборниками заупокойных текстов — «Текстами саркофагов» (Среднее царство) и «Текстами пирамид» (Древнее царство).

В эпоху Древнего царства существовал обычай чтения вслух заклинаний для умершего царя, что должно было обеспечить ему загробную жизнь. Позднее подобные тексты стали записывать и в гробницах египетских вельмож. Ко времени Среднего царства собрания заупокойных заклинаний (частью — старых, частью — сочиненных заново по их образцу) записывались уже на поверхности саркофагов и стали доступны каждому, кто мог приобрести такой саркофаг. В Новом царстве и позднее их записывали на папирусных свитках, а иногда на коже. Эти свитки и получили название «Книги мёртвых», несмотря на то, что они сильно различаются по содержанию и расположению текстов.

Н*
Наталья *******

Если собрались диссертацию писать ( тема диссертабельная) , то, для начала, на русском:

1.Антее P. Мифология в Древнем Египте Мифологии Древнего мира. М. , 1977.
2.Ассман Я. Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации. М. , 1999.
3.Большаков А. О. Представление о двойнике в Египте Старого царства // ВДИ, 1987, 2, с. 3-36.
4.Большаков А. О. Развитие представлений о «загробных мирах» в древнем Египте // «Мероэ» , вып. № 5, М. , 1999, с. 55-71.
5.Большаков А. О. Человек и его двойник. СПб. , 2001. 288 с.
6.Демидчик А. Е. Наставления совершенному. «Поучения царю Мерикара, древнейшее рассуждение о благочестии» . // Совершенный человек. Теология и философия образа. М. , 1997. С. 291-309.
7.Демидчик А. Е. Несколько замечаний о «взаимоотношениях» египтян с божеством в начале II тысячелетия до н. э. // Древний и Средневековый Восток, Ч. I, М. , 1988, с. 65-89.
8.Демидчик А. Е. Несколько замечаний о «родстве» египтян с божеством. // «Мероэ", вып. № 5, М. , 1999. С. 107-126.
9.Дьяконов К. М. Архаические мифы Востока и Запада. М. , 1990. 247 с.
10.История Древнего Востока: тексты и документы. Под ред. В. И. Кузищина. М. : «Высшая школа» , 2002. 719 с.
11.Кеес Г. Заупокойные верования древних египтян. СПб. , Нева Летний Сад, 2005. 481 е. , 7 илл.
12.Клемен К. Жизнь мертвых в религиях человечества. Пер. с немецкого. М. : Интрада, 2002. 223 с.
13.Коростовцев М. А. 125 глава «Книги мертвых» . БВЛ, т. 1 Поэзия и проза Древнего Востока. М. : Художественная литература, 1973. С. 70-73.
14.Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. М. : Наука, 1976. 336 с.
15.Куценков П. А. Начало. Очерки истории первобытного и традиционного искусства. М. : Алетейа, 2001.-264 с.
16.Липинская Я. , Марциняк М. Мифология Древнего Египта. М. : Искусство, 1983. — 223 е. , ил.
17.Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М. -Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1956. -171 е. , ил.
18.Матье М. Э. Избранные труды по мифологии и идеологии древнего Египта. М. : Восточная литература, 1996. 325 с.
19.Матъе М. Э. Искусство Древнего Египта. М., -Л. : Искусство, 1961. 591 е. , ил.
20.Древнего Египта. Среднее царство. Л. : ГЭ, 1941. 96 е. , ил.
21.Матье М. Э. Проблема изучения Книги мертвых. (Доклады делегации СССР на XXV Международном конгрессе востоковедов) . М. : ИВЛ, 1960. С. 6-17.
22.Матье М. Э. Тексты пирамид заупокойный ритуал. // ВДИ, 4, 1947. С. 30-56.
23.Перепелкин Ю. Я. История Древнего Египта. СПб. : Журнал «Нева» ; Летний Сад, 2000. 559 с.
24.Померанцева Н. А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М. : Искусство, 1985. 255 е. , ил.
25.Путь к бессмертию» -. Памятники древнеегипетского искусства в собрании Гос. музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина: Каталог выставки. М. : «Восточная литература» РАН, 2002. 320 е. , ил.
26.Рак И. В. Египетская мифология. СПб. : Журнал «Нева» ; Летний Сад, 2000. 398 с.
27.Рубинштейн Р. И. 125' глава "Книги мертвых". Ученые записки Пед. ин-та им. А. И. Герцена. Л. , 1938, т. 11. С. 293-308.
28.Рубинштейн Р. И. Книга мертвых и отношение древних египтян к смерти. -Ж. Ф. Шампольон и дешифровка египетских иероглифов. М. : Наука, 1976, С. 72-87.
29.Тураев Б. А. Египетская Литература. Т. I, М. : Издаше М. и С. Сабашниковыхъ, 1920.-280 с.
30.Франкфорт Г. , Франкфорт Г. -А. , Уилсон Дж. , Якобсен Т. В преддверии философии: духовные искания древнего человека. М. : Наука, 1984. 236 с.
31.Фрапцов Ю. П. У истоков религии и свободомыслия. JL: Музей истории, религии и атеизма, 1959. 574 е. , ил.
32.Чегодаев М. А. Древнеегипетская Книга Мертвых — фрагменты перевода и комментарии. II Вопросы истории, 1994. № 8, с. 145-163; № 9, с. 141-151.
33.Чегодаев М. А. Древний Египет: язык и культура. Древний Восток: общность и своеобразие культурных традиций. М. : ИВ РАН, 2001. С. 33-51.

Похожие вопросы
Культура Древнего Египта - что вы знаете любопытного?
определение: культура Древнего Египта... помогите. ..помогите
что общего между культурой древнего египта и культурой древней руси
Культура каких животных существовало в древнем Египте
что такое государство древнего египта
чем отличаются боги древней Греции от богов Древнего Египта?
обряд, канон, магия в культуре древнего египта? Пожалуйста, отвечайте только по существу!)
Какую информацию вы знаете о культуре древнего египта и месопотамии!?
Выделить общие черты культуры древнего Египта и древней Индии
Культура древних римлян