Музыкальная эстетика существует больше времени, чем культура музыки как самостоятельный вид искусства. Музыкальная эстетика была сходна с трудом, присвоением, подчинением неизвестного. Она несла такие функции, как организация и приумножения энергии, духовных сил жизненно необходимых обществу. Об эстетическом наслаждение на этом этапе развития говорить не приходится. Музыка и другие виды искусств в доисторические времена считались полезными в плане их магических свойств, объединяющих иллюзорное с реальным.
Музыка формировала природу человека, его абстрактное мышление, развивала чувственность. Таким образом музыка посредством воздействия на сущность человека и общества влияла на окружающий мир.
Человек, танцуя и играя музыку, подражал, управлял природными явлениями, например, пытаясь укрощать палящее солнце чтобы спасти растения и животных. Человек верил, что музыка и пение - это инструменты с помощью которых он может подчинять себе силы природы и потусторонний мир. Параллельно с этим представлением существовала уверенность, что в музыкальных инструментах живут духи и музыка обладает огромной необъяснимой силой. Интересно, что эти два представления одновременно как противоположны, так и схожи.
Далее в процессе осознания феномена звучания человек научился различать различные музыкальные формы. Общество разделилось на рода с присвоением им своего звукового знака (греческие дорийский, ионийский и другие лады связаны с родами).