1.Н. В. Гоголь, отвечая на упреки критиков, что в пьесе нет ни одного положительного лица, писал: "Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе; это честное, благородное лицо был -смех". И далее Гоголь выступает его защитником: "Нет, смех значительней и глубже, чем думают. Не тот смех, который порождается временной раздражительностью, желчным, болезненным расположением характера; не тот также легкий смех, служащий для праздного развлечения и забавы людей, — но тот смех, который весь излетает из светлой природы человека".
Именно такой смех вызывает Гоголь своим "Ревизором".
Гоголь смеется над обитателями уездного города, над их пороками, над всем городом в целом и над самой сложившейся ситуацией. Но смешна не только сама ситуация, смешны и сами персонажи. Все действующие лица очень серьезно относятся к своему делу, но нам понятна пустота и никчемность их забот. Смешны и нелепые ситуации, когда городничий от волнения и спешки путает слова и несет полную околесицу, предлагая всем "взять в руки по улице", а минуту спустя вместо шляпы хочет надеть бумажный футляр. Квартальные, которым городничий указывает на лежащую на полу бумажку, "бегут и снимают ее, толкая друг друга впопыхах". Бобчинский и Добчинский подходят одновременно к Анне Андреевне и сталкиваются лбами. Все это безумно смешно, но мы понимаем, что эти смешные картинки-только фон к основному сатирическому мотиву.
Гоголь смеется над несоответствием характеров людей и их положением в обществе, над несоответствием между тем, что персонажи думают и что говорят, между поведением людей и их мнением. Чиновники с женами, пришедшие поздравить городничего и его жену с прекрасной партией для их дочери, в глаза льстят и восхищаются, а за глаза называют городничего свиньей.
Происходящее в комедии выявляло истинное уродливое и смешное лицо людей, вызвало смех над ними, над их жизнью и жизнью всей России. "Чему смеетесь? Над собой смеетесь"-эти слова обращены прямо в хохочущий зрительный зал.
5.Попав в дом городничего, обласканный и превознесенный на необыкновенную высоту, Хлестаков никак не может понять, что его принимают за другого. Осип, его слуга, поясняет барину, что пора собираться, пока их не разоблачили и не отправили в тюрьму: “Уезжайте отсюда. Ей-богу, уже пора, -говорит Осип Хлестакову. - Лучше уехать скорее: ведь вас, право, за кого-то другого приняли. ”
6.Все планы чиновников рухнули в одночасье!
Ревизор, уже как несколько дней находится в городке "инкогнито" (как, впрочем, и было предупреждено в депеше) и, пока все были заняты Хлестаковым, успел самостоятельно проинспектировать интересовавшие его заведения и разобраться в том, что здесь происходит. Теперь все придется начинать сначала, опять играть роль приличных, законопослушных людей; опять придется лебезить перед ревизором, пытаться подкупить его деньгами
Комедия заканчивается немой сценой. И почему-то кажется, что в эту минуту замерли не только герои пьесы-замерла вся Россия перед сокрушительной правдой, брошенной ей в лицо гениальным Мастером.