И творчество, и личность Николая Алексеевича Заболоцкого - замечательного русского поэта-философа XX в., самобытного художника слова, талантливого переводчика - являют собой яркий пример неустанного поиска новых, сильных по энергетике форм выражения в литературе, которые помогли бы читателям максимально приблизиться к тайне единства сознания отдельного человека и всего мироздания в целом. Поэзию Заболоцкого невозможно определить одним концептуальным мотивом, настолько она сложна и многогранна. Войдя в литературу в 1920-х годах в качестве представителя Объединения реального искусства (ОБЭРИУ), автора авангардистских произведений и создателя так называемого ребусного стиха, со второй половины 1940-х годов он пишет стихотворения в лучших традициях классической русской поэзии, где форма ясна и гармонична, а содержание отличается глубиной философской мысли.
На протяжении всей жизни Заболоцкий пользовался авторитетом человека рассудительного и предельно рационального; в 1950-е годы, в зрелом возрасте, он имел внешность чиновника средней руки, высокомерного и непроницаемого для малознакомых людей. Но созданные им произведения свидетельствуют о том, каким тонко чувствующим и отзывчивым сердцем он обладал, как умел любить и как страдал, каким требовательным был к себе и какие величайшие бури страстей и мыслей находили утешение в его способности творить прекрасное - мир поэзии.
Творчество поэта рождало споры в литературных кругах, у него было немало поклонников, но немало и недоброжелателей. Его подвергали клеветническим обвинениям и репрессиям в 1930-х годах, предали забвению в 1960-х и вновь, заслуженно, вознесли в 1970-х. В настоящее время произведения Заболоцкого по праву занимают видное место в литературе. Несмотря на трудную жизнь и неблагоприятные условия для проявления и совершенствования таланта, поэту удалось вписать новое весомое слово в русскую литературу.
Литературное наследие Заболоцкого сравнительно невелико. Оно включает томик стихотворений, поэм и шуточных экспромтов, несколько томов поэтических переводов зарубежных авторов, небольшие произведения для детей, несколько прозаических статей и заметок, а также его немногочисленные письма. Однако до сих пор литературоведы дискутируют о движущих силах его творческой эволюции, принципах ее периодизации.