Появление этого героя-сказителя предваряет начало действия в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» . Кот «все ходит по цепи кругом» [6], замыкая магический круг —защиту от темных сил, согласно поверьям русского народа [2].
Заметно сходство пушкинского кота со сказочно-мифическим персонажем —котом Баюном, убивавшим богатырей и добрых молодцев. Этот враг человека усыплял героев своими разговорами и пением, а потом убивал спящих страшными железными когтями. Кот в поэме А. С. Пушкина никого, конечно, не убивает, но, подобно Баюну, рассказывает сказки и поет песни.
Примечательно также и то, что золотая цепь, по которой ходит пушкинский кот, висит на дубе, дереве верховного языческого бога Перуна, которое последний мог «отметить» ударом молнии в ствол. Культ дуба имел также ипостась культа границы между мирами. О понимании дуба как врат в иной мир темных сил, духов и теней говорит и наличие различных «чудес» на ветвях дерева (русалка, леший, избушка на курьих ножках) , а также мотив таинственности: «там на неведомых дорожках следы невиданных зверей» [6]. С приходом христианства на Русь языческий пантеон, а также все, что с ним связано, стало восприниматься как темный мир, нечисть, как было уже ранее сказано.
Приведенные примеры позволяют также заключить, что кот воспринимается как представитель нечистой силы часто лишь в союзе с другими атрибутами, символами и существами мира темных сил.
Здесь и вправду ходит кот, как направо - так поет,
Как налево - так загнет анекдот,
Но ученый сукин сын - цепь златую снес в торгсин,
И на выручку один - в магазин.
Как-то раз за божий дар получил он гонорар:
В Лукоморье перегар - на гектар.
Но хватил его удар. Чтоб избегнуть божьих кар,
Кот диктует про татар мемуар.
Ученый
ученым
ученым и дрессированным - говорящим
Кот учёный.