Ал
Александр

какая основная мысль стихотворения Тютчева "Два единства"

Mariya Yumaeva
Mariya Yumaeva

Ф. И. Тютчев
ДВА ЕДИНСТВА

Из переполненной господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! -
Славянский мир, сомкнись тесней.. .

"Единство, - возвестил оракул наших дней, -
Быть может спаяно железом лишь и кровью... "
Но мы попробуем спаять его любовью, -
А там увидим, что прочней.. .
Конец сентября 1870

"Кровь льется через край". Имеется в виду начавшаяся 19 июля 1870 г. франко-прусская война.
"Оракул наших дней" — германский канцлер Отто Бисмарк (1815—1898), процитированные в стихотворении слова которого выражают идеологию германского милитаризма.

Как во всей природе Тютчев признавал живую душу, которою держится
единство и целость мира, подобным же образом он признавал и живую душу человечества и видел ее - в России. Как, по словам одного учителя церкви, "душа человеческая по природе христианка",так Тютчев считал Россию по природе христианским царством. Так как смысл истории в христианстве, то Россия, как страна по преимуществу христианская, призвана внутренне обновить и внешним образом объединить все человечество. Для Тютчева Россия была не столько предметом любви, сколько веры - "в Россию можно только верить". Личные чувства его к родине были очень сложны и многоцветны. Было в них даже некоторое отчуждение, с другой стороны - благоговение к религиозному характеру народа: "всю тебя, земля родная, - в рабском виде Царь Небесный - исходил благословляя",- бывали в них, наконец, минутные увлечения самым обыкновенным шовинизмом.
Позднее вера Тютчева в Россию высказывалась в пророчествах более
определенных. Сущность их в том, что Россия сделается всемирною христианскою монархией.
Одно время условием этого великого события он считал соединение
Восточной церкви с Западною чрез соглашение царя с папой, но потом отказался от этой мысли, находя, что папство несовместимо со свободой совести, т. е. с самою существенною принадлежностью христианства.
Отказавшись от надежды мирного соединения с Западом, наш поэт продолжал предсказывать превращение России во всемирную монархию, простирающуюся по крайней мере до Нила и до Ганга, с Царьградом, как столицей. Но эта монархия не будет, по мысли Тютчева, подобием звериного царства Навуходоносорова, - ее единство не будет держаться насилием. По поводу известного изречения Бисмарка Тютчев противопоставляет друг другу "два единства" :

"Единство, - возвестил оракул наших дней, -
Быть может спаяно железом и лишь кровью";
Но мы попробуем спаять его любовью, -
А там увидим, что прочней.. .

Великое призвание России предписывает ей держаться единства,
основанного на духовных началах; не гнилою тяжестью земного оружия должна она облечься, а "чистою ризою Христовою".

ИТ
Ирина Тройнина

Вам не в эту категорию

Олег
Олег

вау

ИЛ
Ирина Лубсанова

Александра, благодарю Вас сердечно за такой прекрасный комментарий! Как всё верно и ёмко сказано! Как лаконично отражена природа и миссия славянского народа!..

Похожие вопросы
основная мысль стихотворения невыразимое
основная мысль стихотворения исповедь. Основная мысль стихотворения исповедь
Анализ стихотворения Тютчева "SILENTIUM"
какая основная мысль в стихотворении тютчева как неожиданно и ярко
основные мотивы поэзии тютчева
Стихотворение Тютчева. Мои впечатления от стихотворения "Я встретил вас"
Анализ стихотворения Тютчева Silentium
Основная мысль стихотворения "Ее глаза"?
Какая основная мысль стихотворения А. А. Фета "На заре ты ее не буди"
анализ стихотворения Тютчева: О любви