Техника, в которой исполнены эти поражающие своим изяществом и тонкостью работы вещи, называется филигранью . Ажурные или наложенные на фон узоры делали из гладкой круглой и развальцованной в ленточку проволоки или же скручивали несколько проволочек в жгутик. Иногда орнамент украшали мелкими металлическими шариками, завершавшими завитки и розетки. Когда из шариков набирали самостоятельный узор на металлическом фоне, то такую разновидность филиграни называли зернь.
Первые упоминания о технике филиграни связаны с Грецией, Этрурией, Египтом. В VIII—X веках это искусство было завезено арабскими купцами в Европу, где получило широкое распространение. Несколько позже — в X—XI веках — филигрань появилась «а Руси, где стала называться «сканью» (от русского слова «скать» — скатывать, скручивать проволоку) . Знаменитыми своими мастерами центрами производства филигранных изделий были античная Греция, Византия, средневековая Европа, Древняя Русь, Кавказ, Сирия, Индия и Китай.
Наиболее древние изделия русских мастеров ныне хранятся в Москве в Оружейной палате. Это «Шапка Мономаха» и «Рязанские бармы» . Особенно поражает воображение высоким мастерством исполнения «Шапка Мономаха» . Она сделана из золотой скани в сочетании с драгоценными камнями и собольим мехом.