Сегодня в живых уже почти нет тех, кто видел на сцене этого выдающегося исполнителя ролей короля Лира, Отелло, царя Федора Иоанновича, Тартюфа, Городничего.. . Из экранных героев одного из первых в нашей стране Народных артистов кинозрители помнят только белогвардейского полковника Бороздина в фильме «Чапаев"
Илларион Николаевич Певцов (1879-1934) сыграл и Федю Протасова в «Живом трупе» Льва Толстого, и Павла I и Александра I в одноименных пьесах Дмитрия Мережковского, и Робеспьера в драме Федора Раскольникова.. .
Впервые Илларион Певцов попал в театр осенью 1893 года учеником Вильненского реального училища. Тот вечер, как вспоминал позднее выдающийся актер, «…смял, расколол, уничтожил нормальную жизнь третьеклассника» .
Ошеломленный Илларион до утра бродил по городу. Твердо и бесповоротно решив стать артистом, он тут же сообщил об этом друзьям и родителям. Однокашники подняли его на смех, а отец и мать ужаснулись… Все дружно твердили, что это абсолютно невозможно: Илларион с раннего детства страдал заиканием, и связано оно было с наследственностью — в семье и со стороны отца, и со стороны матери имелось несколько заик. Недостаток все усиливался: на уроках в реальном училище третьеклассник не мог даже отвечать вслух, а писал. Учителя и товарищи к дефекту Певцова привыкли, и все, казалось бы, шло нормально. И тут…
«Ни уговоры, ни насмешки, ни указания на абсолютную невозможность для человека с таким дефектом речи, как у меня, попасть когда-нибудь на сцену, — вспоминал позднее Илларион Николаевич, — не действовали. Жизнь моя резко изменилась.
Известная писательница Александра Бруштейн подробно описывает, как летом 1895 года, поднимаясь на Замкову гору в окрестностях Вильно, услышала голос, красиво и страстно произносивший монологи из Пушкина и Грибоедова. Сам же чтец оказался нескладным, плохо одетым и, к тому же, заикающимся парнем — младшим братом ее институтских подруг Сони и Нади Певцовых.
Через два года Илларион сбежал от родителей в Паневежис… Сняв у отставного солдата в крошечной лачужке угол за печкой, он поступил в шестой класс местного реального училища. Учитель словесности обратил внимание на начитанность и несомненную эрудицию новичка. А директору училища понравилось, как шестиклассник на скрипке играет Шопена… В итоге его бесплатно поселили в общежитии в качестве «старшего» , он выступал со скрипкой на ученических концертах и даже вышел на сцену в самодеятельной постановке гоголевской «Женитьбы» …
«В жизни я продолжал заикаться по-прежнему, — вспоминал те дни Певцов, — но на сцене говорил совершенно свободно и достигал этого исключительно силой воображения» .
Скопив к осени 1899 года необходимую сумму денег, Илларион направился в Москву — к В. И. Немировичу-Данченко, в его театральное училище. Перед началом первого экзамена к кучке жаждущих поступления подошел директор и спросил Певцова:
— А вы когда намерены экзаменоваться — сегодня или завтра?
Перепуганный абитуриент не смог выдавить из себя ни слова.
— Так вы на музыкальное отделение, — решил Владимир Иванович.
— Нет, на драматическое, — ответил покрасневший Певцов.
— С таким дефектом речи? !
— А вот увидите. Уже через час Илларион без малейшей запинки выразительно прочитал перед приемной комиссией монолог из «Марино Фальери» Байрона. Это смягчило Немировича-Данченко, но он все-таки предложил молодому человеку роль Гаврилы в «Горячем сердце» А. Н. Островского. Спектакль, где основные роли исполняли второкурсники, состоялся через десять дней, и крайне довольный директор распорядился зачислить заику на первый курс не просто с освобождением от платы за обучение, но и с койкой в общежитии и вполне приличной по тем временам стипендией. А после зимней сессии Певцов был переведен на 2-й курс.
Почитайте его воспоминания... Поможет! Удачи!:)