Я предсказываю в 21 веке гибель гуманитарной культуры. А вы?
Одно из преступлений искусства против человечества состоит в том, что искусство считает человека объяснимым, а персонажей – схемами достаточной вместимости, чтобы уложить туда человека без остатка и завязать сверху тесёмочку. Реализм способен представить нам человека в таких подробностях, что он выходит прямо как в жизни. Таким образом, у нас создается впечатление, что все плохие персонажи литературы плохи, потому что в жизни они были плохими людьми. Следовательно, все люди в жизни, похожие на плохих персонажей литературы – плохие. Например, люди с влажными ладонями или бегающими глазами, а так же люди, хрустящие пальцами или имеющие тупые, как лопаты, ногти. Искусство внушает нам мысль, что персонажи – это люди, и мы можем вполне основательно судить о людях, заменив их персонажами. Более того, искусство считается тем совершеннее, чем большую иллюзию реальности описанных людей у нас создает. Мы верим, например, что Штрилиц - БЫЛ. А благодаря кино, некоторые из нас верят, что Штрилиц был Андреем Болконским.
Психология способна простить человеку больше, чем этика, а этика больше, чем законы, а законы - больше, чем религия. Закон, например, не запрещает человеку есть сосиски в пятницу. Мало кто замечает, что моральные кодексы опираются на довольно примитивную систему персонажей, не более сложных, чем персонажи этических сказок. Это злой богач и добрый бедняк, бедный ребенок, унесенный в лес злодеем, трудолюбивый и обаятельный сирота, его ленивые и необаятельные конкуренты сиблинги, злая мачеха и добрая фея и т. п. . Эта система устойчива, хотя и противоречива. Например, Принц – добрый, хотя он богат. Свойства персонажей не меняются, как свойства химических реактивов, повторяющих один и тот же набор реакций. Возникает вопрос: упрощенный, (так сказать, экономкласса) набор этических фигур есть следствие того, что отношения людей до слез тривиальны, или же наши отношения примитивны, потому что мы воспитаны на примитивных произведениях народного идиотизма?
Этот идиотизм, например, позволяет большинству избирателей «голосовать сердцем» , и впадать в иллюзию, что существуют какие-то злые чиновники и какое-то разворовывающее народные богатства правительство. При более близком рассмотрении злой чиновник – не более чем персонаж «народной прозы» существующий только в голове «революционного пролетариата» , причем, представление о том, что он «революционный» существует тоже только в голове самого пролетариата. Но идеи становятся силой, как только овладевают массами, и вопрос о том, добр психиатр, или же он – источник всех зол, будет решаться всенародным голосованием психиатрической больницы, то есть, наиболее несправедливым способом из всех, созданных человечеством.
Я предсказываю в 21 веке гибель гуманитарной культуры. Я уже устал, и скоро устанут остальные. Устал от идеалов, делящих людей на враждебные половины, устал, что меня считают не тем, кто я есть, а тем, кем я никогда не был. Я не хочу ничего читать о себе на страницах чей-то повести «Идиоты и я» , кто бы эту повесть не измышлял, даже если это буду я сам. Ну кем, кем меня можно представить? Либо злодей, либо спаситель, либо жертва, либо предатель. В этом квадрате меня заставят искать пятый угол, и с любопытством смотреть, как я стану выкручиваться.
Похоже, человечеству пора заняться проблемами флюса при пайке медного шва, проблемами юстировки и фокусировки, пора вообще переходить к решению проблем технически. Да здравствует техника!
************************************************************************************************************