Повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного,
но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны
не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна.
В раскрытии глубин духовного состояний любящего человека автору помогает и
пейзаж, который в повести становится «пейзажем души» .
NN влечет к себе девушка, он ее находит странной, непонятной и удивительной.
Ревнивое подозрение, что Гагины не брат и сестра смущает его.
Но самым главным здесь является замечание о том, что герой «отдал себя всего
тихой игре случайностей» . Этой фразой дается объяснение его привычке душевно
не напрягаться, а плыть по течению. «Я не только о будущем, я о завтрашнем дне
не думал, мне было очень хорошо» .
Все дальше происходит стремительно: волнение Аси, осознание ей бесперспективности своей любви к молодому аристократу («крылья у меня выросли, да лететь некуда») . Драматическое свидание героев, показало полную «бескрылость» рассказчика.
Каждый из нас когда-нибудь совершал поступки, о которых впоследствии приходилось сожалеть. Это могло быть действие или слово, сказанное сгоряча. А вот из-за слова, вовремя не произнесенного вслух, счастье прошло мимо главного героя рассказа И. С. Тургенева "Ася". Внезапное исчезновение Аси было предостережением для Н. Вскоре девушка уехала Благодаря незабываемой встрече с Асей, Н. понял, что "у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день - а мгновенье".