Ямб и хорей — двусложные, самые простые, стихотворные размеры. Название хорея произошло от греческого слова «плясовой» , происхождение слова «ямб» приписывают одноименному музыкальному инструменту. Оба размера энергичны, благодаря ритмичному чередованию ударного и безударного слогов. Ямб и хорей часто можно встретить в песенном жанре.
2
Хорей - стихотворная стихотворный размер с ударением на первом слоге. Возьмите для разбора какое-нибудь произведение. Например, всем известные строки А. С. Пушкина: «Осень мглою небо кроет...» .
3
Расставьте во всем анализируемом тексте ударения. Схематично обозначьте ударные и неударные слоги. Ударные обозначьте !, неударные -. Посмотрите, что получилось: !- ---.
4
Заметьте закономерность, на какой слог постоянно падает ударение. В двусложной стопе должен быть только один ударный слог, именно очередность ударных слогов образует размер. Двусложным является размер, где из двух слогов один ударный. В хорее ударение всегда падает на нечетный слог, в разбираемой строке - на 1, 3, 5, 7 слог.
5
Заметьте, что идеально подобранные слова из двух слогов встречаются редко. Поэтому можно встретиться с характерным для двусложных размеров явлением как пиррихий - облегченная стопа, где ни на один слог не падает ударение. Чтобы определить размер стихотворения, где встретился пиррихий, нужно расставить ударения в нескольких строчках и уже делать вывод о размере.
6
Например, слова песни Ю. Шевчука: «Что такое осень - это небо, // Плачущее небо под ногами» . Ударения образуют такую схему: !- --- !-// !- ------.Во второй строке дважды встречается пиррихий -
во 2 и 4 стопе.
7
Ямб - двусложная стопа с ударением на втором слоге. В строке ударения всегда падают на четные слоги - 2, 4, 6, 8. Примером может послужить отрывок из «Евгения Онегина» : «Я вам пишу, чего же боле, //Что я могу ещё сказать?» .
8
Расставьте в словах ударения и схематично изобразите ударные и неударные слоги: -! ----. Ударение всегда падает на четные слоги: 2, 4, 6, 8.
Двусложный размер стиха с ударением на втором слоге.