НБ
Настенька Бурсикова

Почему готические строения так стремятся вверх?

Марго
Марго

Главной причиной, которая стала мощным толчком для развития храмового строительства ввысь в эпоху раннего средневековья стало изобретение СТРЕЛЬЧАТОЙ АРКИ, которая позволила перенести всю тяжесть сводов с массивных СТЕН (романский - более приземистый стиль) на конструкции внутри и снаружи всего строения. Появились дополнительные опоры, вынесенные за стены собора (контрфорсы, аркбутаны, которые поддерживали равномерно распределяли вес сводов, не давая им возможности обрушения). Таким образом появилась возможность увеличить высоту всего строения, добавив ему устремленность ввысь, к Богу, к небесам, сделать сами стены собора легкими, ажурными, почти прозрачными. Впервые это архитектурное новшество было использовано в строительстве базилики в аббатстве Сен Дени ( пригород Парижа, Франция) и впоследствии, став главной стилистической особенностью стало применяться практически повсеместно во всей Европе.

конструкция готического собора

Легкость конструкции стен собора позволила ввести в пространство собора свет. Это дало мощный толчек к развитию витражного искусства,
Игра цветных световых бликов внутри собора, исходящих от витражей, сделала практически невозможным и ненужным украшение внутреннего убранства собора картинами художников. Все внутренне убранство собора приобрело характер изысканной аскетичности и возвышенной простоты:

В тех региона, где была возможность использовать камень ( Франция и юг Германии) строились соборы из камня ( каменная готика) .
А там, где с каменным материалом возникали проблемы ( Польша, Прибалтика) соборы строились по тем же принципам из кирпича.
Часто для удешевления строения вместо каменных и кирпичных сводов возводились деревянные своды, подражающие каменным и кирпичным конструкциям. Так возникла т. н. провинциальная готика.

Необходимо отметить, что погоня за высотой строения, стремление горожан построить у себя в городе самый высокий собор ( высота центрального нефа собора Нотр Дам де Пари - 32 метра, Реймского собора - 38 м. , Кельнского - 42 м. ) приводила, порой к катастрофическим последствиям. Так собор во французском городе Бове так и остался по сегодняшний день недостроенным, поскольку несколько раз обрушался. ( Была попытка создать в нем самый высокий в мире свод в 48.50 м. ) В эпоху готики мастера редко использовали точные расчеты и все постройки возводились только с учетом опыта мастеров с помощю самых примитивных инструментов.

Сам термин ГОТИЧЕСКОЕ искусство возникло гораздо позднее, как попытка обозначить и отделить этот особый стиль от остальных ( варварский, готический)

Колоссальный объем внутреннего пространства стал самой благоприятной средой для акустических возможностей такого инструмента, как ОРГАН, который стали устанавливать практически во всех помещениях подобного типа.

церковь Sint Bavokerk ( Хаарлем, Голландия) -яркий пример т. н. провинциальной готики

Похожие вопросы
Какие вы знаете готические замки в Польше?
Расскажите пожалуйста о символике готического храма
Что это за строение?
чем отличается романское искуство от готического
Романский или готический стиль...
выдающиеся памятники готической архитектуры
Почему Готический собор называют каменно энциклопедией средневековой жизни.
Сравнение Дороманской, Романской и Готической архитектуры
автор Готической капеллы. плииииз срочно надо
Чем отличаются готические храмы от романских?