не могу найти описания лирики Тютчева на тему "человек и природа"
Помогите пожалуйста, нужно сказать пару слов о его отношении к этому
Помогите пожалуйста, нужно сказать пару слов о его отношении к этому
Когда Тютчев затрагивает тему природы, он делится с нами своим убеждением, что природа одушевленная, она живет так же, как живет человек:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь.
В ней есть язык.
Человек должен понимать голос природы, но это происходит далеко не всегда:
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
(«Не то, что мните вы, природа...» )
Тютчев рисует пейзажи природы, часто обращаясь к образу весны.
Это божественная сила, изображенная поэтом в образе девушки, которая гордо ступает по земле, сыплет цветами и дышит свежестью:
Бессмертьем взор ее сияет,
И ни морщины на челе.
Своим законам лишь послушна,
В условный час слетает к вам,
Светла, блаженно-равнодушна,
Как подобает божествам.
(«Весна» )
Весеннее время поэт связывает с голубым небом, теплым дождем, с грозой и громом, как в известном стихотворении «Люблю грозу в начале мая...» .
Настроение весенней поры особенное и потому, что своим влиянием на человека она разгоняет тяжелое настроение, оставшееся, быть может, после зимы.
В особой форме — поэтической миниатюре — Тютчев сформулировал афоризм:
«Не все душе болезненное снится: пришла весна — и небо прояснится» .
Здесь говорится, конечно, о весне не только как о времени года.
Здесь весна имеет еще и философский смысл — это обновление для человеческой души.
Весна не одинокая путница, ее сопровождает веселый хоровод из дней, что создает легкий образ молодых девушек на прогулке:
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!
(«Весенние воды» )
Не только весну изображает Тютчев в своих стихотворениях.
Образ осени часто встречается и несет в себе противоположное весне настроение. Это грусть, которую навевают «зловещий блеск и пестрота дерев» , туман и пустеющая земля:
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
(«Осенний вечер» )
И Тютчев признает, что в осени присутствует
какая-то общая «таинственная прелесть» , а осенние вечера обостряют в человеке предчувствие — особый дар, столь значимый для поэта.
Пейзаж родных земель рождает в писателе чувство сродни благоговению перед скромной, а чаще скудной на вид землей бедных селений.
Все в этих пейзажах заставляет подолгу вдумываться, всматриваться в каждую черточку, человеческий глаз должен не просто «сканировать» местность. Наблюдателю природы следует искать в местных видах следы присутствия высших сил — благословления Божьего, которое Небесный Царь распространил по земле, проходя по ней. В этом отрывке Тютчев не мог не затронуть важную для него проблему — неспособность человека замечать таинства природы:
Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной.
( «Эти бедные селенья... » )
Человек незримо связан с местом, где он живет. «Иноплеменный взор» с презрением смотрит на бедные села, но видит только поверхность вещей.
«Родной» же человек не станет смотреть высокомерно, а попытается проникнуть в суть вещей, к чему и призывает поэт.
Поэт уделял огромное внимание проблеме взаимодействия человека и природы.
В его лирике мы находим и восхищение, и нежные чувства, с которыми он сам относился к миру природы.
Находим также благоговение и трепет перед природными стихиями.
Тютчев любил все времена года и часто использовал их описания в своих стихотворениях, тонко чувствуя прекрасное и величественное состояние природы в каждом из них, особенно весеннюю радость и свежесть.
Тютчев - поэт-мыслитель. Самые обычные вещи, явления в его лирике наделены глубочайшим смыслом. В чем особенность изображения природы в лирике Тютчева? Поэт изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо. Это ярко передано в стихах: «День и ночь» , «Осенний вечер» , «Не то, что мните вы, природа...» , «Не остывшая от зноя...» , «Природа – сфинкс. И тем она верней... »
Раскрывая тему взаимоотношения человека и природы, поэт создаёт переменчивые, контрастные картины природы (особенно «день» и «ночь») . Он пытается проникнуть в тайну противоречивого единства природы и человека. Поэт размышляет о божественном начале Вселенной. Создаётся ощущение того, что природное явление или событие сходно с тем, что происходит в душе самого человека. Поэзия Тютчева вне времени и пространства, она глубока, философична и актуальна в любое время. Любовь и ненависть, жизнь и смерть, радость и горе, страдания и умиротворение – всё это есть в лирике поэта. Мир человеческих страданий, переживаний, с одной стороны, и мир природы – с другой. Но эти два мира существуют в неразрывной связи. Порой кажется, что человек в этом мире – песчинка. Он бессилен, слаб перед стихийными силами природы:
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию тёмной…
В душе своей, как в бездне, погружён,
И нет извне опоры, ни предела…
Пейзажно -философская лирика проникнута восторгом перед величием, красотой, бесконечностью, многообразием природы. Стихи Тютчева - это особый мир, где природа и человек слиты воедино.
Тютчев - поэт-мыслитель. Самые обычные вещи, явления в его лирике наделены глубочайшим смыслом. В чем особенность изображения природы в лирике Тютчева? Поэт изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо. Это ярко передано в стихах: «День и ночь» , «Осенний вечер» , «Не то, что мните вы, природа...» , «Не остывшая от зноя...» , «Природа – сфинкс. И тем она верней... »
Раскрывая тему взаимоотношения человека и природы, поэт создаёт переменчивые, контрастные картины природы (особенно «день» и «ночь») . Он пытается проникнуть в тайну противоречивого единства природы и человека. Поэт размышляет о божественном начале Вселенной. Создаётся ощущение того, что природное явление или событие сходно с тем, что происходит в душе самого человека. Поэзия Тютчева вне времени и пространства, она глубока, философична и актуальна в любое время. Любовь и ненависть, жизнь и смерть, радость и горе, страдания и умиротворение – всё это есть в лирике поэта. Мир человеческих страданий, переживаний, с одной стороны, и мир природы – с другой. Но эти два мира существуют в неразрывной связи. Порой кажется, что человек в этом мире – песчинка. Он бессилен, слаб перед стихийными силами природы:
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию тёмной…
В душе своей, как в бездне, погружён,
И нет извне опоры, ни предела…
Пейзажно -философская лирика проникнута восторгом перед величием, красотой, бесконечностью, многообразием природы. Стихи Тютчева - это особый мир, где природа и человек слиты воедино.
Нет покороче?
доширак
Тютчев - поэт-мыслитель. Самые обычные вещи, явления в его лирике наделены глубочайшим смыслом. В чем особенность изображения природы в лирике Тютчева? Поэт изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо. Это ярко передано в стихах: «День и ночь» , «Осенний вечер» , «Не то, что мните вы, природа...» , «Не остывшая от зноя...» , «Природа – сфинкс. И тем она верней... »
Раскрывая тему взаимоотношения человека и природы, поэт создаёт переменчивые, контрастные картины природы (особенно «день» и «ночь») . Он пытается проникнуть в тайну противоречивого единства природы и человека. Поэт размышляет о божественном начале Вселенной. Создаётся ощущение того, что природное явление или событие сходно с тем, что происходит в душе самого человека. Поэзия Тютчева вне времени и пространства, она глубока, философична и актуальна в любое время. Любовь и ненависть, жизнь и смерть, радость и горе, страдания и умиротворение – всё это есть в лирике поэта. Мир человеческих страданий, переживаний, с одной стороны, и мир природы – с другой. Но эти два мира существуют в неразрывной связи. Порой кажется, что человек в этом мире – песчинка. Он бессилен, слаб перед стихийными силами природы:
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию тёмной…
В душе своей, как в бездне, погружён,
И нет извне опоры, ни предела…
Пейзажно -философская лирика проникнута восторгом перед величием, красотой, бесконечностью, многообразием природы. Стихи Тютчева - это особый мир, где природа и человек слиты воедино
Можно здесь посмотреть. Там сочинение по подобной теме. Мне помогло
https://www.kritika24.ru/page.php?id=67824
Ф. И. Тютчев вошел в историю русской литературы как поэт- философ благодаря
космической масштабности его образов. В лирике поэта сталкиваются и спорят день и
ночь, жизнь и смерть, зима и весна, космос и хаос. Противоречия в лирике Тютчева
отражают противоречия жизни, а явления природы часто ассоциируются с определёнными
состояниями человеческой души.
Особое место в лирике поэта занимает тема человека и природы, нередко даже их противоречивое единство. Д. И. Писарев отметил: «В сознание читателя Тютчев вошел прежде всего как певец природы...»
Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М. Ю. Лермонтов. У каждого художника было свое восприятие этого непростого явления. Особым чувством молодости жизни отмечены стихи о природе, написанные Федором Ивановичем Тютчевым. Как и многие поэты, Тютчев считал, что человек - разрушающее начало в природе. Человек слаб и физически и духовно, он не может противостоять своим страстям и порокам. Это делает его поступки хаотичными и беспорядочными, а желания - непостоянными и необъяснимыми.
Тютчев изображал природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он
пытался понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое,
разумное существо. Она может чувствовать, радоваться и грустить:
Сияет солнце, воды блещут,
Во всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Изображая природу таким способом, Тютчев наделял ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисовал не одно какое-нибудь состояние природы, а показывал ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием, бытием природы.
Одна из основных тем лирики природы Тютчева — тема ночи. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в «тайное тайных» человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна:
Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами
Вот отчего нам ночь страшна
Ночной мир представляется Тютчеву истинным, ибо истинный мир, по его мнению, непостижим, Именно ночь порождает у людей чувство одиночества, затерянности в пространстве, беспомощности перед неведомыми силами. Именно таково, по мысли Тютчева, истинное положение человека в этом мире. Может быть, поэтому он и называет ночь «святой».
...На мир дневной спустилася завеса;
Изнемогло движенье, труд уснул...
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженочный гул...
Откуда он, сей гул непостижимый?..
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном?
Поэзия Тютчева трогательна, автор пишет о всем с невероятной тонкостью чувств. Ему удалось прочувствовать и человеческую суть и природу во всех ее проявлениях, благодаря чему читателю открывается совершенный мир, в котором есть место только прекрасному и незыблемому. Федор Иванович показывает завидное единство всего живого, в котором нет места противостоянию — существует лишь гармония и умиротворение, которые представляют собой суть земного существования человека, его первоочередную цель и путь, который ведет в бесконечность.