Тема 2. Поэтика модернистского романа (Д. Джойс, Ф. Кафка, М. Пруст)
Модернизм и реалистический роман ХХ века: проблема «преодоления» традиции. Принципы модернистского романа. Создание художественной реальности в модернистском романе: переосмысление взаимодействия искусства и действительности.
М. Пруст и его цикл романов «В поисках утраченного времени» . Философия искусства М. Пруста. М. Пруст и А. Бретон: концепция памяти. Автор-рассказчик и его роль в романе. Роль фрагмента и принцип «соответствий-аналогий» в «Поисках утраченного времени» .
История создания романа Дж. Джойса «Улисс» . Литература и миф: «Улисс» и «Одиссея» Гомера. Художественные основы романа «потока сознания» . Структура романа. Категории художественного времени и пространства. Поэтика «блужданий» в романе «Улисс» . Образ Дублина – образ лабиринта. Концепция героя.
Принцип художественного творчества Ф. Кафки. Своеобразие прозы Ф. Кафки: «Письмо к Отцу» , «Дневник» , письма, новеллы. «Я» и «Другие» – вечная оппозиция в творчестве Кафки. Роль метаморфоз в произведениях Ф. Кафки: поэтика «мнимых величин» . Художественный мир романов Ф. Кафки («Замок» , «Процесс» , «Америка» («Пропавший без вести») . «Надежда и абсурд» в творчестве Ф. Кафки (А. Камю).