Художественно-изобразительные средства
Всего шестнадцать строк развернуты Лермонтовым
до масштаба макрокосма.
"Звуки небес" и "тихая песня ангела" создается с помощью
аллитерации (в произведении 25 раз повторяется звук Л)
и ассонанса (звуки А, Э, И).
А мир земной, отличающийся от райских садов, входит
в стихотворение раздражающим звуком Р.
Аллитерация, ассонанс и подбор слов с преобладающими
в них мягких шипящих и свистящих звуков передают
ощущение воздуха, рассекаемых крыльями ангела.
Антитеза между небом и землей - это поиск лирическим
героем нравственно-эстетического идеала,
согласия с самим собой, не принимающим ложь
земного бытия.
Небесным "кущам райских садов" противопоставлено
земное существование человека,
и для этого использованы последние строки второго
четверостишия:"…и хвала его непритворна была".
Эти строки как будто меняют настроение, торжество
сменяется грустью и обреченностью по утраченной
близости к божественному.
Религиозная лексика приобретает в лермонтовском
произведении эмоционально-возвышенную окраску,
именно она есть смысловой пласт стихотворения.
Все, связанное с моментом рождения души,
мыслится поэтом как чудо бытия.
Ведь"душа младая"-центральный образ произведения,
рождается, чтобы сохранить в себе частичку
"звуков небес", дарующую силу среди мира "печали и слез".
Многосоюзие ("И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой")
Метафора ("И долго на свете томилась она")
Олицетворение (И месяц, и звезды, и тучи... внимали той песне)
С помощью инверсии на первый план выходят
прилагательные ( душу младую, желанием чудным),
тем самым признак становится существеннее предмета.
Четверостишия здесь-самостоятельные предложения,
связанные между собой, оканчивающиеся точкой.
Для того чтобы передать торжество момента переноса души
из одного мира в другой, песне ангела Лермонтов дает
эпитеты "тихая" и "святая",желанием чудным"