Елена Торопова
Елена Торопова

Олимпийская хартия и ее гуманистическая направленность?

19
1973-vadim-1

Не вызывает сомнения тот
факт, что спорт высших достижений - наиболее яркая и выразительная форма
человеческого бытия. Спорт по самой своей природе содействует активности в
соревновании, совершенству и сотрудничеству. Спорт дарит людям возможность
испытать положительные эмоции и одновременно негативные переживания, связанные
с неудачей, поражением, болью. Эти свойства и функцииспорта имеют значение не только для участников. Его соревновательная и
интегративная функции [Luschen, 1970] распространяются и на других. Спорт
высших достижений нуждается в зрителях. Он включает в себя такие формы
сотрудничества и конкуренции, где одни индивиды объединяются и вступают в
противоборство с другими и где победители всемерно поощряются, а о проигравших
часто забывают. Можно ли эту сферу назвать ареной расцветающего гуманизма?

С одной стороны,
сторонники международного спорта отстаивали положение о том, что в своей
идеальной форме спорт дает возможность прославить всемирные спортивные
достижения всей человеческой расы. В олимпийском идеале citius, altius, fortius
в символической форме представлены и прославляются достоинства индивида и
пределы человека. Дух интернационализма как поиск мирового сообщества, в
котором всемерно поощряются мир и взаимопонимание, достигает своего высшего
пика в олимпизме [Seagrave, Chu, 1981]. Например, в Олимпийской хартии
Международного Олимпийского Комитета (1983) говорится:

"Правило 1. Целями
олимпийского движения являются:

... воспитание молодежи с помощью
спорта в духе взаимопонимания и дружбы, способствующих созданию лучшего и более
спокойного мира;

... всемирное распространение
олимпийских принципов для создания доброй воли между народами. Правило 2. Международный
олимпийский комитет.. . имеет своей целью: ...развивать и направлять спорт в
духе олимпийского идеала, поддерживая и укрепляя тем самым дружбу между
спортсменами всех стран [цит. по: Heinila, 1985, p. 241].Как считает Rees [1976,p. 186], международный спорт "может быть использован для развития позитивных чувств между индивидуумами или группами различного социального, этнического или национального происхождения. . .В качестве средства укрепления
мира сторонники международного спорта предлагают универсальную структуру fair
play и создание по всему миру сети международных спортивных организаций,
которые могут быть использованы в мирных целях" [Hietanen, Varis, 1982;
Rees, 1978]. С другой стороны, некоторые авторы, например, Heinila [1966], Lenk
[1976], Strenk [1978], утверждают, что международный спорт часто используется
политическими и правительственными структурами для пропаганды национализма,
нужд социальной политики и политической борьбы. Раньше спорт действительно был
нечто таким, что позволяло бы нам говорить о нем как о глобальном
гуманистическом явлении. Но сейчас с помощью спорта может развиваться
этноцентризм и национализм, а также конфликт между индивидами, группами,
нациями, и культурами мира. Rees [1978], будучи сторонником контактной теории
[Amir, 1969], указывает на несколько ключевых теоретически обоснованных
пунктов, которые препятствуют спорту в целом, и международному спорту, в
частности, содействовать позитивным отношениям между участниками. Поясню это
положение.

Похожие вопросы
в соответствии с олимпийской хартией на Олимпийских играх страну представляет: кто??
в чем заключалась гуманистическая направленность творчества российской художественной интеллигенции?
а. Положении об Олимпийской солидарности; б. Олимпийской клятве; в. Олимпийской хартии; г. Официальных разъяснениях МОК. Осн
олимпийская хартия что это такое
Что такое харт резерт???
Что такое гуманистический взгляд?
Вопрос №: 21 Основополагающие принципы современного олимпийского движения изложены в ...А) Олимпийской хартии. Б) Олим
различия между гуманистической философией и схоластикой.
гуманистический скептицизм монтеня
Где зародилось гуманистическое мировоззрение???