Каждый писатель стремится отразить в своих произведениях "дух и давление времени", создать яркий и запоминающийся тип героя своей эпохи. Настойчиво искал своего героя, в котором бы "отразился век" и И. С. Тургенев, всегда очень чутко реагирующий на малейшие изменения в общественной жизни.
И действительность начала 60-х годов дала писателю обильный материал для создания образа "нового человека", разночинца, демократа, нигилиста. С людьми такого типа сотрудничал Тургенев в редакции журнала "Современник". Он был знаком с атеистами и материалистами, которые отличались прямотой и резкостью суждений, увлекались естественными науками, отрицали культурное наследие прошлого. В плане романа "Отцы и дети" Тургенев даже называет трех прототипов своего будущего героя-Добролюбова, Павлова и Преображенского, представителей новой разночинной интеллигенции.
Но дворянин-аристократ Тургенев не разделял их взглядов, но пытался понять их. Свое представление о революционных демократах писатель воплотил в образе Евгения Базарова.
Отношение автора к герою было сложным. Он, безусловно, ценил многие его качества: независимый ум, честность, трудолюбие, демократизм, силу воли. Недаром он писал о своем герое, что тот "подавляет остальные лица романа".
Но Базаров обедняет жизнь своим практическим рационализмом. Именно в этом автор не согласен со своим героем. Он считает неприемлемыми сухую рассудочность, непонимание огромной роли чувств в человеческой жизни, отрицательное отношение к искусству.
Источник: http://kostyor.ru/student/?n=106