1.Костомаров Николай Иванович (1817 – 1885), украинский и русский историк, этнограф, писатель, критик. Один из организаторов (вместе с Т. Г. Шевченко, П. Кулишом) ) тайного Кирилло-Мефодиевского общества, автор его устава и программы, вопросах выступал за создание широкой федерации славянских народов, где каждый народ и наречие будут свободно развиваться.
2.Многотомный труд «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», где основные события истории русской цивилизации показаны в биографиях ее важнейших действующих лиц. Был ярким представителем поколения романтиков украинской литературы(сборники «Украинские баллады», 1839, «Ветка», 1840). Деятельность харьковских романтиков способствовала приобретению украинского языка признаков литературного.
3.Он создал множество художественных призведений и научных трудов, которые объединяет одно: неизменный и неиссякающий интерес к Украине. Костомаров сыграл роль идейного проводника Кирилло-Мефодиевского общества, сыгравшего неординарную роль в развитии украинского национального движения, за что и поплатился семилетним заключением.
Следует отметить, что в исторической перспективе взгляды Костомарова потерпели поражение. С течением времен столь защищаемый и популяризируемый Николаем Ивановичем малороссийский язык разовьётся в «украинскую мову», где количество «выкованных слов» и грубых заимствований из польского и немецкого языков превысит все разумные пределы. И мова эта отойдёт от разговорного языка украинцев-малороссов дальше, чем современный литературный русский язык. Украинский язык, в XIX веке продвигавшийся как орудие просвещения, в XXI веке стал орудием удушения этого самого просвещения, когда миллионы людей лишены возможности получать образование и информацию на родном для них русском языке.
Огромное значение Костомарова в развитии истории состоит в том, что им была внесена и настойчиво проводилась во всех его трудах идея "народной истории" как местной истории каждой из отдельных ветвей русского народа для их единения .