Кузнец Архип хотел зарубить подьячих. Дубровский не хотел смерти приказных. Он отговаривал Архипа убивать их: "Не приказные виноваты".И он велел Архипу отпереть двери в переднюю, чтобы при пожаре приказные могли спастись. Архип же не послушался барина, запер двери на ключ. Кузнец говорит "слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора… " И Архип "со злобной улыбкой взирал на пожар", ему не жаль было "окаянных" подьячих, в них он видел виновников бедствий господ и всех их крепостных, считал месть справедливой. Сам же, Архип же спасает кошку - беспомощное существо, оставить погибать кошку -с точки зрения Архипа - грех: "Божия тварь погибает, а вы с дуру радуетесь… " Архип воспринимает кошку как Божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не воспринимает как людей, достойных спасения: в его понимании они нарушили установленный Богом и царем закон помогая вершить неправедный суд, нарушили Божьи заповеди.
Да, у меня есть ещё один воздушный шарик.
Обычно только авторы знают, для чего они вставляют тот или иной эпизод в свои произведения. Нас же данный сюжет учит доброте, милосердию и справедливости. Особенно молоденьких, бессмысленно жестоких.
Возможно, что Пушкин, когда в деревне жил, не раз видел что-то подобное: парень, девушка, бабушка, женщина, мужчина спасают животное, попавшее в беду. Да, это искреннее движение души человеческой, милосердие, без лишних слов, на деле. Только простым людям и свойственно.