Культ разума - одно из основных качеств классицизма, и поэтому ни у одного из великих мастеров XVII века рациональное начало не играло такой существенной роли, как у Пуссена. Сам мастер говорил, что восприятие художественного произведения требует сосредоточенного обдумывания и напряженной работы мысли. Рационализм сказывается не только в приверженности Пуссена этическому и художественному идеалу, но и в созданной им изобразительной системе. Он построил теорию так называемых модусов, которой старался следовать в своем творчестве. Под модусом Пуссен подразумевал своего рода образный ключ, сумму приемов образно-эмоциональной характеристики и композиционно-живописного строя, наиболее соответствовавших выражению определенной темы. Этим модусам он дал названия, идущие от греческих наименований различных ладов музыкального строя. Так, например, тема нравственного подвига воплощалась художником в строгих суровых формах, объединенных им в понятие "дорийского лада", темы драматического характера - в соответствующих им формах "фригийского лада", темы радостные и идиллические - в формах "ионийского" и "лидийского" ладов. Сильной стороной произведений Пуссена является достигнутая в результате разработанных им художественных приемов отчетливо выраженная идея, ясная логика, высокая степень завершенности замысла. Но в то же время подчинение искусства определенным нормам представляло большую опасность, так как это могло привести к возобладанию незыблемой догмы, омертвлению живого процесса художественного творчества. Именно к этому пришли все академисты, следовавшие лишь внешним приемам Пуссена. Эта опасность встала впоследствии и перед ним самим.
По теме