Эпиграфом к стихотворению взята строчка из оды Горация «К Мельпомене» - Exegi monumentum («Я воздвиг памятник») . Эта ода была переведена Ломоносовым, ей подражал Державин в своем стихотворении «Памятник» . Она же оказала сильное влияние на пушкинское стихотворение.
В основе произведения лежит метафора уподобления поэзии памятнику. Именно эту метафору и заимствовали у Горация Пушкин и Державин. Подводя итог своему творчеству, поэт говорит о том, что его «памятник нерукотворный» , его поэзия останется и после его смерти: «к нему не зарастет народная тропа» . И творец останется жить в своих творениях:
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Пушкин называет свою поэзию «выше… главою непокорной / Александрийского столпа» . Александрийский столп – Александровская колонна, памятник Александру I в Петербурге на Дворцовой площади. Известен такой факт из жизни поэта: Пушкин уехал из Петербурга за 5 дней до открытия Александровской колонны, чтоб не присутствовать при церемонии вместе с камер-юнкерами, "моими товарищами» . Причина была, конечно, глубже – Пушкин не желал участвовать в прославлении Александра I.
Поэзия, по мнению Александра Сергеевича, более значима, чем любая власть на земле. И все народы «Руси великой» назовут Пушкина свои поэтом. Спустя почти два века после написания этого стихотворения можно с уверенностью сказать, что эта мысль была пророческой.
Четвертая строфа является центральной в смысловом отношении. В ней автор называет самые важные особенности своего творчества. Это своеобразная исповедь поэта о его устремлениях, о задачах, которые он ставил перед своей поэзией:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
В первоначальной редакции эта строфа читалась так:
И долго буду тем любезен я народу,
Что звуки новые для песен я обрел,
Что вслед Радищеву восславил я Свободу
И милосердие воспел.
Появление Радищева в первом варианте неслучайно. Пушкин имеет право сказать, что он защищал свободу всю свою жизнь, потому что он много пострадал за свою любовь к правде, за смелость говорить о том, о чем говорить было невозможно: об избавлении от тирании царя.
Последняя строфа представляет собой обращение к музе. И в ней повторяется тема, развитая в стихотворении «Пророк» , – тема божественного происхождения поэтического дара. Муза должна быть послушна не хвале и клевете, не тщеславию («не требуя венца») , но «веленью божию» .
В стихотворении пять строф. Оно написано разностопным пиррихированным ямбом. Рифма перекрестная, с чередованием мужских и женских окончаний.
Лексика произведения преимущественно высокая, книжная («главою» , «вознесся» , «тленья» , «восславил» , «падшим» , «дикой») , но есть и нейтральная («памятник» , «народная» , «чувства») .
Метафоры, использованные Пушкиным в стихотворении, чрезвычайно богаты. Именно поэтому они стали общеизвестными ( «памятник нерукотворный» , «народная тропа» , «тленья убежит» , « чувства… лирой пробуждал» , «не требуя венца») . Поэт использует также эпитеты («жестокий век» , «заветной лире») , перифразы («язык» , «подлунном мире») , олицетворения («обиды не страшась» , «приемли равнодушно») .
Пушкин предвидел бессмертие своей поэзии. Сегодня нельзя встретить ни одного человека, который бы не знал Пушкина. Это ли не мечта любого поэта: обрести вечную жизнь в сердцах людей?