TA
Tigran Arutunyan

Почему "Евгений Онегин" назван свободным романом? Ответ нужно дать в 7-10 предложений.

Михаил
Михаил

Роман Пушкина, едва появившись, получил заслуженное одобрение
и даже восхищение публики и критики.
Для русской литературы того времени это был настоящий прорыв -
ничего подобного еще не создавали русские писатели.
Да и до сих пор ни один писатель не дерзнул повторить опыт
великого мастера слова и написать реалистический роман в стихах.
Именно реалистический, потому что, будь это произведение
написано в романтическом ключе, следуя традициям Жуковского,
его можно было бы назвать разве что только поэмой,
а отнюдь не романом.

Роман подан открыто и без каких бы то ни было прикрас –
стилевых и прочих. Любая высокопарность была бы неуместна,
звучала бы пародией.
Пушкин ведет непрестанную борьбу в романе, по крайней мере,
на два фронта: против уходящего классицизма и против
еще любезной его сердцу романтики. Борьба нешуточная.
Она глубоко пережита Пушкиным.
Настолько пережита, что выходит за пределы внутрилитературной
распри.

Это борьба за язык русского общества, за освобождение языка
от наносных влияний и веяний, от запоздалых славянизмов,
от новейшей иностранщины, от школьной и семинарской скованности.
Всему этому животрепещущему материалу дан полный простор
в строфах романа.
И это одно из тех оснований, по которым можно назвать
"Евгения Онегина" "свободным романом".

В конечном счете, борьба еще шире.
Это вполне назревшая для Пушкина борьба за народность,
за общую демократизацию русской культуры.
.Поэт в разгаре творческого освоения народности, в расцвете сил.
В романе он распорядился этим достоянием неслыханно смело.
Он передоверил стихию народности своей героине.

Если бы не Татьяна, читатель так и не услышал бы толковой, истовой и неторопливой речи её няни, не услышал бы и другой крепостной крестьянки, онегинской ключницы Аксиньи.
Не услышал бы и той Песни девушек, которая всем своим лукавым,
веселым, озорным содержанием дерзко контрастирует со
смущением и смятением самой Татьяны.
Вот и еще одно основание назвать "роман свободным".

К тому же Пушкин очень свободно повел себя и в отношении формы своего произведения.
В то время в русской литературе не было примеров
реалистического романа,
и писателю пришлось самому изобретать стилистические
приемы и сюжетные повороты.
В этом отношении Пушкин был тоже очень свободен в своих
творческих порывах.

Волшебное, колдовское искусство Пушкина празднует одну из самых
поразительных своих побед. Двусложный, двухтактный ямб звучит в
темпе вальса, когда идет описание сна Татьяны:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой…
Иногда строки наполняются звуками: треск, гром, дребезг…
Но они к тому же и живописны.
Читатель воочию видит "припрыжки, каблуки, усы":

Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет дрожал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы…

Какой свободой дышат строки романа Пушкина, какое мастерское
обращение с родным русским языком!
Да, это свободный роман!

А образ автора! Разве какой-нибудь писатель до Пушкина, да и
после него, мог позволить себе так свободно выносить свой образ
в произведение, так откровенно говорить о своих потаенных мыслях,
продиктованных не художественной необходимостью, а личным
стремлением и желанием.
Разве мог другой писатель, напрямую обращаясь к читателю,
иронизировать над ним:

Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми её скорей!

Да, "Евгений Онегин" действительно "свободный роман", в котором
все принятые и устоявшиеся традиции низвергаются:
от выбора имени героям до стилистических приемов в выборе
формы романа.

Юлия Барановская
Юлия Барановская

оман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — первый русский реа­листический роман, причем написанный стихами. Он стал произведе­нием новаторским как по форме, так и по содержанию. Пушкин по­ставил задачу не только показать в нем «героя времени» , Онегина, человека с «преждевременной старостью души» , создать образ рус­ской женщины, Татьяны Лариной, но и нарисовать «энциклопедию русской жизни» той эпохи. Все это потребовало преодолеть не только тесные рамки классицизма, но и отказаться от романтического подхо­да. Пушкин стремился максимально приблизить свое произведение к жизни, которая не терпит схематичности и заранее заданных конст­рукций, а потому и форма романа становится «свободной». И дело не только в том, что автор лишь в конце 7-й главы поме­щает «вступление» , иронично замечая: «.. .Хоть поздно, а вступленье есть» . И даже не в том, что роман открывает внутренний монолог Онегина, размышляющего о своей поездке в деревню к дяде за на­следством, который прерывается рассказом о детстве и юности героя, о годах, проведенных в вихре светской жизни. И даже не в том, что автор часто прерывает сюжетную часть, помещая то или иное лириче­ское отступление, в котором может говорить о чем угодно: о литера­туре, театре, своей жизни, о чувствах и мыслях, которые его волнуют, о дорогах или о женских ножках, — а может просто побеседовать с читателями: «Гм! гм! Читатель благородный, / Здорова ль ваша вся родня?» Недаром Пушкин утверждал: «Роман требует болтовни» . Он дейст­вительно как будто не создает художественное произведение, а просто рассказывает историю, случившуюся с его добрыми знакомыми. Вот почему в романе рядом с его героями Онегиным, Татьяной, Ленским, Ольгой появляются люди, которые жили во время Пушкина — Вязем­ский, Каверин, Нина Воронская и другие. Более того, сам Автор стано­вится героем своего же романа, оказываясь «добрым приятелем» Оне­гина. Автор хранит письма Онегина и Татьяны, стихи Ленского — и они тоже органично входят в роман, нисколько не нарушая его цель­ность, хотя написаны не «онегинской строфой». Кажется, что в такое произведение — «свободный роман» — мо­жет войти что угодно, но при всей «свободе» его композиция стройна и продуманна. Главное же, почему создается это ощущение свободы, состоит в том, что роман Пушкина существует, как сама жизнь: не­предсказуемо и в то же время согласуясь с неким внутренним зако­ном. Иногда даже сам Пушкин удивлялся тому, что «вытворяли» его герои, например, когда его любимая героиня Татьяна «взяла и вышла замуж» . Понятно, почему многие современники Пушкина пытались увидеть в героях романа черты своих друзей и знакомых — и находи­ли их! В этом удивительном произведении жизнь пульсирует и вырыва­ется наружу, создавая и сейчас эффект «присутствия» читателя в мо­мент развития действия. А жизнь всегда свободна в своих многочис­ленных изгибах и поворотах. Таков и подлинно реалистический роман Пушкина, открывший дорогу новой русской литературе.

Похожие вопросы
"Евгений Онегин". с чем бы вы поспорили в романе "Евгений Онегин" с Пушкиным и почем, желательно ответ подлинее)))
почему мне должен понравится ленский в романе Евгений Онегин??
Белинский о романе "Евгений Онегин"
если не трудно скинте сочинение татьяна и онегин в романе евгений онегин
лирические отступления в романе евгений онегин
Тест по роману в стихах «Евгений Онегин»
скиньте сслку гле можно ответить на вопросы по литературе по роману "Евгений Онегин"?
помогите ответить на вопросы по роману "Евгений Онегин"
Можно ли назвать Онегина и Ленского друзьями? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)
Почему именно дуэль Ленского и Онегина является главным эпизодом "Евгения Онегина"? Ответ необходим в 7-10 предложений.