люди хотят казаться лучше, чем есть на самом деле (мещанин мнит себя аристократом, а девушкам отец запрещает говорить по-французски)
Мольер — один из самых значительных комедиографов
классицизма. Ему принадлежат подлинные открытия в области этого жанра
литературы. В своих произведениях писатель в первую очередь стремился правдиво
и точно отображать действительность. Наблюдая за людьми, их поступками,
желаниями, страстями, он создавал яркие типические характеры. Автор не только
рисовал отдельные портреты, а изображал быт и нравы всего современного
общества. Однако для Мольера это было не простое изображение, но и особая форма
протеста против социальной несправедливости и несовершенства существующего
общества. Его внимание, как автора комедий, привлекали все нарушения норм
человеческой природы, отклонения от естественных стремлений человека во имя
надуманных ценностей. По его мнению, фальшивые, лживые идеалы лежат в основе
извращенной морали. Именно поэтому он требовал от людей подлинной нравственной
строгости, умения подчинять свои желания и свое поведение требованиям разума. В
ряде своих произведений Мольер высмеивает одно из характерных явлений
общественной жизни того времени — стремление буржуазии к приобретению
дворянских титулов, привилегий, манер; желание во всем подражать дворянскому
сословию. Примером тому является его комедия «Мещанин во дворянстве» , где соединилась
мечта писателя о создании крупного, серьезного произведения и необходимость
написать пьесу по заказу короля, который поставил перед писателем определенные
условия. Так появилась пьеса, в основу которой был положен сюжет о богатом
буржуа, готовом в своем стремлении к аристократическим титулам принять нелепое,
фантастическое звание «мамамуши» и подвергнуться маскарадному обряду посвящения
в это звание. Таким персонажем в комедии является господин Журден —
простодушный, недалекий мещанин, неожиданно разбогатевший. Его единственное
страстное желание — стать дворянином. И именно это желание обусловливает его
странное, нелепое поведение. Он покорно подвергается «воспитанию» , с целью
перенять манеры маркизов и во всем доверяет обманщику Доранту, который пользуется
доверчивостью героя в корыстных целях. В этот сюжет автор вводит и другие
линии: перед нами разворачивается история любви дочери Журдена — Люсили и ее
возлюбленного Клеонта. Отец девушки желает, чтобы его дочь вышла замуж непременно
за дворянина. Клеонт, принадлежащий по рождению к буржуазии, ради своей любви
вынужден сыграть на этой мании Журдена (добиваясь брака с Люсилью, он выдает
себя за сына турецкого султана) . Желая полностью разоблачить мелкобуржуазные
нравы, Мольер еще больше осложняет основной мотив: Журден, во всем перенимающий
привычки дворян, решает, по примеру придворных, ухаживать за настоящей маркизой
Дорименой. Дорант же, стремясь поживиться за счет наивного буржуа, подыгрывает
герою и внушает ему, что маркиза к нему неравнодушна. Это обстоятельство лишь
подталкивает Журдена к активным и нередко комичным действиям. А проходимец граф
берется всячески ему помогать. Если присмотреться, можно легко понять, кем же на самом деле выступают те, на кого так хочет быть похожим герой Мольера. Граф Дорант —
человек благородного происхождения, обладающий изысканными манерами, но по сути
своей — настоящий авантюрист, мошенник, ради наживы готовый на любую подлость.
Доримена, внешне подкупающая своей вежливостью, при ближайшем рассмотрении не
многим отличается от Доранта, и также бессовестно обирает простоватого
мещанина. Создавая в своем произведении такие нелестные образы представителей
дворянского сословия, писатель дает понять, что невежественный и наивный
Журден, хоть и эгоистичный, тщеславный, но вместе с тем честный человек — в
нравственном отношении намного превосходит тех аристократов, подражать которым
он так стремится. Высмеивая буржуазные и дворянские нравы, автор в то же время
с искренним сочувствием и симпатией изображает людей из народа. Народность
творчества Мольера проявляется и в языке комедии, и в положительных
характеристиках, которыми он наделяет простых людей. В произведении
используются пословицы
Тем, что это литература.