Круг тем, затронутых литературой военных лет, широк,
но главнейшей была все же тема защиты отечества.
От первого до последнего дня суровой войны ни на
миг не умолкал голос поэтов.
Лирика этих лет объединяла людей, утешала их, вдохновляла,
окрыляла. Поэты ездили по фронту с выступлениями,
поднимали дух бойцов в госпиталях.
Возвышающая дух лирика была столь востребована,
что многие стихи довольно быстро становились популярными
песнями. Таковы "Землянка" Алексея Суркова,
"Огонек" Михаила Исаковского, "В лесу прифронтовом"
М. Исаковского, "Соловьи" А. Фатьянова и другие.
Лирика и песни о войне ходили из уст в уста, их знали на память,
переписывали друг у друга, публиковали во фронтовой
прессе. Лирические произведения служили ярким выражением
тех чувств, которые рождены были событиями войны:
смертью, горем, утратами.
... Развиваются все основные литературные жанры: поэма,
пьеса, публицистика.
Большое место в литературе этого времени принадлежит рассказу.
Их писали: Алексей Толстой, Н. Тихонов, Леонид Соболев,
К. Симонов, Василий Гроссман.
Созданы были и крупные произведения.
Это, вышедший в 1943 году роман "Молодая гвалия"А. Фадеева,
"Дни и ночи"К. Симонова.
В целом же литература этого периода отличалась своей
агитационностью, некоторой плакатностью и, конечно же,
тенденциозностью В них преувеличивалась роль Сталина
в победах, одержанных народом. И то, что в это время был
опубликован "Дом у дороги"Твардовского, говорит о том,
что всегда были исключения из общих правил.
Но были Симонов, О. Бергольц в блокадном Ленинграде,
светили её"Дневные звезды"
Более глбоко, философски и с учётом корректив привнесенных
временем тема войны осмыслилась в литературе значительно
позже, после смерти Сталина.
Примерно к середине 60-х творческое братство поэтов-фронтовиков,
бывшие истинные вояки, пришедшие в литературу все
одинаково трудно, прорвали сопротивление окопавшегося
в лакировочной литературе противника, который
громил и вытеснял на "запасные позиции" тех, кто
"искажал положительный образ"воина в литературе.
И первыми стали те, кто только что снял шинели:
артеллеристы Ю. Бондарев,
Евгений Носов, Григорий Бакланов; пехотинцы Василь Быков,
Иван Акулов, Вячеслав Кондратьев, минометчик Михаил Алексеев,
кремлевский курсант, а затем партизан Константин Воробьев,
связисты Виктор Астафьев и Ю. Гончаров,
фронтовой корреспондент Константин Симонов.
Они принесли в литературу знание и чувство непосредственных
участников войны, сказали в ней своё живое и сильное слово.
Правдивые и сильные произведения В. Некрасов"В окопах
Сталинграда",повесть К. Воробьева"Убиты под Москвой" ,
книги В. П. Астафьева.
В последние годы интерес писателей направлен не столько на
описание подвига народного, сколько на нравственные
проблемы военных собтий.
Это проблемы взаимоотношений между людьми в условиях войны,
конфликт между христианской моралью, патриотизмом и
тоталитарным государством, проблемы становления людей,
чья юность выпала на тяжелейшие годы.
Красной нитью через роман В. Астафьева "Прокляты и убиты"
проходит идея о наказании Божьем советских людей
посредством войны .
Бравурные и примитивные представления о поведении человека
на войне, о
героизме окажутся смятыми напором этой твердой и прямой
правды.
"А что касаемо натурализма, то я могу, как бывший окопник,
сказать, -писал В. П. Астафьев, что не знаю ничего страшнее
и натуралистичней войны, где люди убивают людей.
И коли К. Воробьев, все испытавший на войне, не умеет рядить
ее в кому-то нравящиеся романтические одежды, значит,
иначе не может.
Он пишет, страдая за людей, без расчета кому-то понравиться
и угодить. В том его сила!"
Говорили что война это плохо, много погибло людей и что Гитлер плохой
Прочти "В окопах Сталинграда" Виктора Некрасова, Вяч. Кондратьева рассказы. стих. Твардовского "Я убит подо Ржевом" -своё мнение появится.