Совершив убийство, Раскольников поставил себя в
противоестественные отношения к окружающим людям.
Он вынужден постоянно, на каждом шагу, лгать себе и другим,
и эта ложь, эта "игра" иссушают, опустошают душу героя.
Преступлением Раскольников отрезал себя от людей.
Но живая натура героя, не охваченная теорией,
увертывающаяся от её беспощадной власти, не выдерживает
отчужденной позиции.
Вопреки убеждениям и доводам рассудка его постоянно тянет к людям,
он ищет общения с ними, пытается вернуть утраченные душевные связи.
Но поведение героя невольно воспринимается со стороны как
подозрительное: от него отмахиваются, его принимают за сумасшедшего.
"Язык" фактов, материальные последствия преступления Раскольников
легко уничтожил, но он не может спрятать от людей "язык" души.
Желание чем-то заполнить душевный вакуум начинает принимать
уже болезненные, извращенные формы, напоминающие тягу к
самоистязанию.
Героя тянет в дом старухи, и он идёт туда, ещё раз слушает, как
отзывается мучительным, но все-таки живым чувством в иссохшей
душе звон колокольчика, который в момент преступления глубоко
потряс его.
Глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить Сонечке
Мармеладовой. Именно ей, а не Порфирию решает поведать
Раскольников свою страшную, мучительную тайну.
Раскольников давно “избрал” Соню, ещё тогда, когда впервые
услышал о ней от Мармеладова.
В Соне он хочет видеть единомышленника, который разделит
с ним ответственность и страдание.
Но для этого ему нужно объяснить Соне, почему он убил Лизавету.
“Оба сидели рядом, грустные и убитые…
” Убитые - значит, не просто мёртвые, а принявшие смерть по
чьей-то воле.
Оба героя выступают в роли убийцы (самоубийцы) и жертвы
одновременно, оба сидят на кровати (смертном одре),
но тут же вновь звучит мотив воскрешения. Залог его в любви Сони.
Раскольников “чувствовал, что в ней вся его надежда и весь исход”.
Соня призывает его к покаянию и принятию страдания как
очищения от греха, искупления.
Но Раскольников не готов принять такой выход.
Он ещё надеется одолеть судьбу.
Убийственная теория ещё не перестала владеть его сознанием.
Раскольников ещё не считает, что совершил преступление,
поэтому и отказывается от креста, который хочет ему отдать
Соня.
Поделиться надо было. А Соня - идеальный для этого вариант.
Так решил автор.