В народной среде пользовались большим уважением традиционные моральные
ценности - уважение к своей семье, дому, соседям. Среди низших слоев
трудового населения были широко распространены воззрения, согласно
которым трудовая нравственная жизнь угодна богам и получит с их стороны
посмертное воздаяние, не говоря о памяти оставшихся потомков. В своей
повседневной жизни трудившиеся бок о бок свободные крестьяне и
ремесленники, зависимые колоны и вольноотпущенники, бесправные
юридически рабы познавали несложную истину о природном равенстве людей,
об относительности юридических перегородок между ними, приходили к
познанию высшей ценности добродетели, милосердия, нравственных отношений
между людьми, истин, к которым римские стоики приходили сложным
умозрительным путем.
Живущие в условиях жестокого имперского
управления со своими повседневными заботами, связанные с ближайшими
муниципальными, а зачастую с сельскими, как правило, избираемыми ими же
самими, властями, простые труженики воспринимали власть провинциального
наместника, а тем более божественного императора в Риме, как далекую
абстракцию и относились к ним как к некому чуждому символу, власти
которого нужно подчиняться, но какого-либо горячего чувства поклонения,
конечно, не испытывали. Именно в этой среде постепенно вызревали и
укреплялись первые элементы христианской религии, которая стала
аккумулятором различных народных мировоззренческих систем.
Гугл в помощь.