Фрэнсис Бэкон разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути
познания, на четыре группы, которые он назвал «призраками» («идолами» ,
лат. idola). Это «призраки рода» , «призраки пещеры» , «призраки
площади» и «призраки театра» .
«Призраки рода» проистекают из самой
человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от
индивидуальности человека. «Ум человека уподобляется неровному зеркалу,
которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в
искривлённом и обезображенном виде» .
«Призраки пещеры» — это
индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые.
«Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть
своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы» .
«Призраки
площади (рынка) » — следствие общественной природы человека, — общения и
использования в общении языка. «Люди объединяются речью. Слова же
устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое
установление слов удивительным образом осаждает разум» .
«Призраки
театра» — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления
об устройстве действительности. «При этом мы разумеем здесь не только
общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук,
которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности».