актуальность пейзажа в литературе
какова актуальность пейзажа в литературе
какова актуальность пейзажа в литературе
В русской литературе почти нет произведений,
в которых отсутствовал бы пейзаж.
Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент
в свои произведения с самыми разными целями.
Так, например, в повести "Бедная Лиза" Карамзина
картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными
эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном
для основного действия.
Но пейзажи-это одно из главных средств раскрытия душевных
переживаний героев.
Кроме того, они служат для передачи отношения автора к
происходящему.
Одна из основных пейзажных функций, например, в романе
"Герой нашего времени" -более полно и глубоко раскрыть
личность главного героя, Печорина.
Его характер отражается в описаниях природы
(«Фаталист» , «Тамань» , «Княжна Мери») .
Печорин способен чувствовать движение воздуха,
шевеление высокой травы, восхищаться
"туманными очерками предметов" , обнаруживая душевную
тонкость и глубину.
Ему, человеку одинокому, природа в тяжелые минуты
помогает сохранить душевное равновесие.
"С жадностью глотал я благовонный воздух", -пишет Печорин
после эмоционально напряженного свидания с Верой.
И горизонты пейзажной лирики бесконечны, кладовая
природы неисчерпаема.
Русская поэзия воспользовалась миллионной долей сокровищ
этой кладовой.
Внимательная любовь, знание родных мест оставило нам и
бунинскую темную зарю, и гулкие улицы "Медного всадника",
и блоковские городские пейзажи, и пушкинское "очей очарованье" .
Блок, Александр Александрович, Бунин, Иван Алексеевич,
Есенин С. А. , Пушкин А. С. , Тютчев Ф. И. ,
Фет, Афанасий Афанасьевич и много еще.
Федор Иванович Тютчев
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.. .
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?. .
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!. .
да, пейзажи в литературе актуальны, вы правы.
Если убрать пейзаж из "Песни о Буревестнике", то что тогда останется? Если убрать пейзажные зарисовки из произведений Гоголя, то они станут просто "безвкусными".
Пейзаж в литературе всегда подчеркивает настроение героя, отвечает его эмоциональному состоянию. В стихах это первичная функция. В прозе у пейзажа есть и прагматическая функция - описать конкретное место .