Разум - это процесс, причем волнообразный. И состоит он в возникновении потребности, поиска удовлетворения ее и удовлетворении. Забавно видеть, что происходит с разумом при столкновении с абсурдом. Пятна, видимые на Луне - абсурдны, в них нет никакого смысла. Но отсутствие смысла тягостно для разума. И разум выдумывает этот смысл. Жители Западной Европы на Луне видели Каина и Авеля, таким образом, в Луне появлялся моральный смысл талисмана, как бы памятника, напоминателя о зависти, предательстве и преступлении. Другие народы видели в пятнах на Луне человека, который
пошел в воскресенье рубить дрова и в наказание был помещен на Луну —
там он с тех пор и стоит со связкой хвороста. Опять же, теперь в неотчетливых и бесполезных пятнах на Луне появился отчетливый полезный смысл. Как только потребность в смысле исчерпывается, разум теряет к проблеме интерес. Но исчерпание интереса еще не означает, что истина найдена. Это означает только то, что разум устал и больше не хочет или не может работать. Разум народов, как правило, находил способ утилизации абсурда - моральное объяснение. У бурундука пять полос на спине, потому что так наказал его Медведь за не отданные долги. (Варианты: за неуважение старших, за дерзость в отношении к шаману, за гордость, заносчивость, нечестивость или неуважение к Богу) . Моральное объяснение абсурдного настолько часто встречается в культуре, что возникает подозрение: не является ли моральность - реакцией на абсурд? И более того, не является ли абсурд - стимулом моральности? Юпитер абсурден. И чтобы примириться с его абсурдом, он делается людьми Богом. Заметьте, всякий раз, когда атакующий разум отыскивает наступательное объяснение абсурду, моральность отступает и сдает позиции. Бездоказательное предположение Дарвина о происхождении видов если не подожгло, то подбросило топливо в революционные движения масс. Хотя казалось бы, какая разница восставшим народам, от какой обезьяны произошел род людской? Но происхождение от Бога консервирует социум, а "научное" объяснение приводит к расконсервации сердитых социальных сил. Так сердитые молодые люди базаровского типа полюбили науку и свергли царя методом изучения лягушек. В Вашем вопросе, видимо, поймано именно это противоречие: отказываясь от морального объяснения мирового абсурда, разум вступает на тропу "лукавства", и тропа войны пролегает от нее настолько близко, что ошибиться тропами можно легко.