Светлана
Светлана

Как применяется зернь в русском ювелирном искусстве ?

ЕТ
Елена Тупикина

Сканные изделия часто украшаются и оживляются зернью — мелкими гладкими шариками из золота или серебра. Применение зерни очень разнообразно: она бывает разбросана по всему сканному орнаменту, окаймляет части предмета полосами, располагается в виде сетки, ромбов, треугольников или же образует рельефные пирамидки и грозди.

В русском ювелирном деле техника зерни неразрывно связана со сканью. На золотых и серебряных украшениях XI-XII вв. встречаются разнообразные виды применения зерни. Техника изготовления и закрепления зерни требует от мастера большого искусства, точности исполнения и терпения.
Зернь и скань на традиционных женских украшениях — лунницах:




Для того чтобы получить большое количество одинаковых по размеру шариков зерни, мастер должен прежде всего нарезать равные по длине и диаметру отрезки проволоки. Для ускорения этого процесса мастер наматывает проволоку на цилиндрический стержень, а затем разрезает эту спираль. Полученные таким образом равные по размеру несомкнутые колечки раскладывают щипчиками на большом куске древесного угля с рядами небольших углублений на нем, после чего направляют на них струю пламени паяльной лампы. Расплавленные колечки в виде капель скатываются в углубления, сделанные в угле, и застывают в виде шариков.


Шарики зерни приклеивают на соответствующих местах в орнаменте, посыпают припоем и напаивают, часто подложив при этом под шарики сканные колечки.

Зернь можно получить и иным путем: колечки или отрезки проволоки не раскладывают на куске угля, а пересыпают угольной пылью и плавят в тигле. Большой чистоты работы достигали и древнерусские мастера сканного дела, в особенности в изделиях из золота.


Вопрос о прикреплении скани и зерни так, чтобы не было заметно следов припоя, интересовал многих ученых. В разные годы в различных странах делались многочисленные попытки повторить древние подлинники с присущей им чистоты работы. В 1952 г. , в результате опытов, проведенных профессором Ф. Я. Мишуковым, утерянный секрет древней техники невидимого припоя был раскрыт.

СБ
Сергей Бровиков

Крошится зернь времен,
Уходят вдаль утраты горечь,
За стенкой в доме шорох,
Так тихо, будто в библиотеке.
Кромсает ветер белье на леске,
Урча и грозно клыками щерясь
Пробежал Шер-хан, гроза округе.
Мальчишки с дерева орут девчонке,
Та, испугавшись, бежит домой,
Пожаловаться строгой бабушке,
И день прошел обычный,
в этом есть зернь мира.

Похожие вопросы
влияние стиля борокко на русское искусство 17 в
Какие элементы вечности и интернациональность несет в себе русское искусство?
на чем построено декоративно прикладное искусство русского народа
Подскажите, где найти билеты по русской истории искусств?
Что можно сказать про русское искусство ?
приведите примеры на основе русского искусства или зарубежного искусства разных эпох.
В Костроме есть ювелирный завод? он действует? (Костромской ювелирный завод) Костромской ювелирный завод
Искусство наше русское
феномен передвижничества в русской школе реалистических искусств?
Стили в русском искусстве XVIII века.