КИ
Константин И.

Что сближает стихотворения Толстого "Средь шумного бала" и Лермонтова "Из-под таинственной, ХОЛОДНОЙ ПОЛУМАСКИ.. "?

Помогите, пожалуйстаааа))))

МР
Махмуд Рахимов

Совершенно разные поэтические и психологические решения одной биографической темы.

"Средь шумного бала, случайно... ". Стихотворение обращено к
С. А. Миллер, будущей жене поэта. Толстой познакомился с нею в декабре
1850или в январе 1851 г. на маскараде в Петербурге.
Софья Андреевна была женщиной незаурядной. Она не блистала красотой, зато отличалась великолепной образованностью, безукоризненным вкусом и музыкальностью, а пела, по воспоминаниям современников, как ангел. До последних дней жизни А. К. Толстой сохранил первозданную чистоту своего чувства.
Тема произведения-«случайная» встреча двух близких по духу людей. Основные мотивы-смятение, переполнявшее душу поэта, внутреннее волнение, любование незнакомкой.
Художественная идея стихотворения наиболее точно выражена в строках:
Люблю ли тебя – я не знаю,
Но кажется мне, что люблю.
В стихотворении есть образ лирического героя и образ прекрасной незнакомки.
Жанр-лирический монолог героя. Личностность изложения выражена местоимениями первого лица ( я видел, я знаю, мне понравился, люблю я) .
Стихотворение состоит из пяти строф и трех частей. В первой части поэт говорит о случайной встрече на балу с прекрасной незнакомкой, во второй-описывает незнакомку ( маскарадная маска («тайна твои покрывала черты») , тонкий стан, задумчивый вид, печальные очи, смех «и грустный и звонкий» , дивно звучащий голос) , в третьей части звучит признание в любви.
Богатство душевных движений автора выражено с помощью лексики (тревога, печаль, грезы, любовь) .
Поэт использует возвышенные поэтические образы (свирель, очи, тайна) , придающие стихотворению изысканность и утонченность.

Эпитеты (отдаленная свирель, мирская суета, неведомые грезы, одинокие часы) и сравнения («как звон отдаленной свирели» , «как моря играющий вал» ) придают тексту образную выразительность.
Смятение, переполнявшее сердце поэта, передано с помощью антитезы (печальные очи-веселая речь) , подчеркнуто глаголами со значением неуверенности (не знаю, люблю ли) .
Анафоры во 2,4,5 строфах («как звон отдаленной свирели, как моря играющий вал» ,
«я вижу печальные очи, я слышу веселую речь» , «и грустно я так засыпаю,
и в грезах неведомых сплю» обеспечивают стихотворному тексту интонационную выразительность.
Инверсия («тебя я увидел» , «часы одинокие ночи» , «моря играющий вал» ) усиливает эмоциональную нагрузку речевых конструкций. Стихотворение наполнено звуками: шум бала, веселые разговоры, звонкий смех. Фонетический строй произведения вызывает слуховые ассоциации.
Повторы согласных звуков (ш, ч, т) помогают воссоздать атмосферу бала, услышать шелест дамских платьев, шорох бальных туфелек по паркету ( шумного, случайно, очи, черты, печально, задумчивый, звучит, тайна, стан) .
Cтихотворение окутано покровом чарующей тайны. В нем соединились два мира (волшебный и реальный, мирская суета и неведомые грезы) . Читаешь и уходишь в мир хрупкой мечты, фантазии, понимаешь, как много значит в жизни человека любовь.

"Средь шумного бала... "связано со стихотворением Лермонтова "Из-под таинственной холодной полумаски... ".
«Средь шумного бала» , написанное на лермонтовский, но лишившийся многотонности -лирический сюжет.

«В те годы любовь является у Лермонтова чаще всего как воспоминание о прошлом.. . как мелькнувшая надежда на будущее.. . или как мечта» . Развитие темы стих. определяется поэтич. преображением первоначального-беспокойно-чувственного-впечатления от женского облика.
В 1-й пол. стих. «слагаемые» этого впечатления: «холодная полумаска» как символич. признак душевной закрытости и вызова (в контексте дисгармонической и тревожной лермонтовской темы маскарада; подчеркнутая пластическая телесность 2-й строфы, моменты дерзкой любовной игры (жадное вглядывание героя, улыбка "лукавых уст героини).

Ольга Новоковская
Ольга Новоковская

В обоих стихах женщина окутана тайной, ее лицо скрыто маской. И герою приходися додумывать, сочинять ее облик. И обе встречи - на балу. И естественно, стихотворения о любви, у Толстого - точно о любви, у Лермонтова - о ее предчувствии, о надежде на любовь и дружбу.

KA
Karisha Akopyan

Ищите женщину.

Катя
Катя

Только тема любви, думаю...

Похожие вопросы
Стихотворения Лермонтова на поэтическую тему ?
анализ стихотворения Лермонтова. анализ стихотворения лермонтова Когда к тебе молвы рассказ
помогите со стихотворением "молитва" Лермонтова
какое первое стихотворения лермонтова
анализ стихотворения Лермонтова сон
Как оно вам средь шумного бала?)))
Пожалуйста помогите) может ли человек изменить среду по рассказу "после бала" Л. Н. Толстого?
что сближает стихотворения пастернака рубцова кедрина и что отличает эти стихотворения
почему стихотворение "средь шумного бала случайно... " завершается так неопределенно "не знаю" , "кажется"?
Стихотворения Пушкина и Лермонтова.