думается не больше трех предложение скажет православный вышедший после литургии, мало среди православных верующих исследующих писание
МАЛО?
ХРИСТО́С
Это слово, заимствованное из греческого языка (греч. Христо́с) , соответствует еврейскому Маши́ах, означающему «Мессия; Помазанник» . (Ср. Мф 2:4, сноска. ) Христос — это не просто имя нарицательное, отличающее Господа Иисуса от других людей с таким же именем, это титул. (См. ИИСУС ХРИСТОС; МЕССИЯ. )
Приход Христа — того, кого Иегова намеревался назначить Мессианским Царем, помазав своим духом, — был предсказан за много столетий до рождения Иисуса (Дан 9:25, 26). Однако Иисус не был Помазанником, или Христом, с рождения. Предсказывая его рождение, ангел повелел Иосифу: «Ты назовешь его Иисус» (Мф 1:21). Тем не менее ангел, явившийся пастухам возле Вифлеема, зная о будущей роли Иисуса, сказал им: «Сегодня.. . родился ваш Спаситель — Христос Господь» (Лк 2:11).
Тем, что имя Иисуса стоит перед титулом Христос, может обращаться внимание на него самого и на то, что он стал Помазанником Иеговы. Это произошло, когда он в возрасте примерно 30 лет крестился и был помазан духом Иеговы, который видимым образом опустился на него в виде голубя (Мф 3:13—17). Подразумевая это событие, Петр сказал в Пятидесятницу: «Бог сделал его Господом и Христом, этого Иисуса» , очевидно, вспомнив, как услышал выражение «Иисус Христос» от самого Иисуса, который первым его использовал (Де 2:36—38; Ин 17:3). Выражение «Иисус Христос» встречается также в первых и последних словах Христианских Греческих Писаний (Мф 1:1; Отк 22:21).
Если же титул стоит перед именем — «Христос Иисус» , а не «Иисус Христос», — то это подчеркивает положение Иисуса. В этом случае обращается внимание сначала на положение, а потом на того, кто его занимает, так же как в выражениях «царь Давид» или «правитель Зоровавель» . Этот титул напоминает о почетном положении, которое, как Помазанник Иеговы, занимает лишь Иисус, в отличие от его последователей, которые тоже были помазаны. Только любимый Сын Иеговы назван «Христом Иисусом» . Павел использовал это выражение в своем первом вдохновленном Богом письме (1Фс 2:14). Его также один раз использовал Лука, в Деяниях 24:24, говоря о том, как свидетельствовал Павел.
В греческом языке иногда перед титулом стоит определенный артикль (хо Христо́с) . Таким способом также обращается внимание на положение Иисуса (Мф 16:16; Мк 14:61). Однако использование артикля может зависеть от грамматической структуры предложения, как объясняется в «Толковом словаре слов Ветхого и Нового Завета Вайна» : «Как правило, когда титул [Христос] употребляется в предложении в качестве подлежащего, артикль используется; когда он входит в состав сказуемого, артикль отсутствует» (Vine’s Expository Dictionary of Old and New Testament Words. 1981. Т. 1. С. 190).
Христосов много было (буквально - "Великий").
Христос и есть Иисус.