Пусть имена цветущих городов
Ласкают слух значительностью бренной.
Не город Рим живет среди веков,
А место человека во вселенной.
О. М.
Влияние античной поэзии наблюдается в творчестве большинства
значительных русских поэтов. Но выражение этого влияния в творчестве
Мандельштама качественно отлично от аналогичного явления в творчестве
как его предшественников, так и старших современников.
Не красочная живописная поверхность античности, а ее трагедийная глубина
захватила Мандельштама, и результат этого влияния не эллинизация, а
внутренний эллинизм, адэкватный духу русского языка.
Не вставлять в свою поэзию сегодняшние музейные обломки, а восстанавливать
в ней былую целостность-таково по Мандельштаму отношение поэта не только
специально к античности, но и к прошлому в целом.
В сборнике "Tristia" античность становится центром поэтического мира Мандельштама.
Silentium
Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.
Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись,
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
*********************************
Все стихи О. Мандельштама
http://rupoem.ru/mandelshtam/all.aspx
Античный герой в художественной литературе ...Д. Мережковского, «Орфей и Эвридика» В. Брюсова, М. Волошина, Вяч. Иванова, Вл. Соловьева, К. Бальмонта, И. Анненского, Н. С. Гумилёва «Персей»; «Игры кентавров» А. Белого ...
Страшен богов без меры
Гнев и зоркая сила,
Но меж бессмертных Геры
Небо грозней не носило.
И. Анненский
************************************
Мощен Геракл, благороден Ментоний,
Мудр многоопытный старец Нелей, -
Ты же предвидел в священной дремоте
Путь предстоящий, Орфей!
Славь им восторг достижимой награды,
Думами темных гребцов овладей
И навсегда закляни Симплегады
Гимном волшебным, Орфей!
В. Брюсов
Античные образы - обязательный атрибут всех ранних произведений Жуковского: од, посланий и даже песен. В первом из дошедших до нас стихотворений - "Майское утро"
(1797) - читаем:
Феб златозарный,
Лик свой явивши,
Все оживил.
Тютчев. («Весенняя гроза» , 1830)
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Наследие греко-римской античности — одно из главных и постоянных слагаемых творчества Пушкина.
«Внемли о Гелиос, серебряным луком звенящий...» , 1823;
«Прозерпина»; 1824;
«Эпиграмма» («Лук звенит, стрела трепещет...») , 1827;
«Арион» , 1827
Масса античных образов в романе "Евгений Онегин "
1. Дверь отворилась. Ольга к ней,
Авроры северной алей
И легче ласточки, влетает
(гл. 5, XXI)
2 . Ещё Амуры, черти, змеи
На сцене скачут и шутят;
Ещё усталые лакеи
На шубах у подъезда спят,. .
А уж Онегин вышел вон;
Домой одеться едет он.
(гл. 1, XXII)
3. Адриатические волны,
О Брента! нет, увижу вас
И вдохновенья снова полный,
Услышу ваш волшебный глас!
Он свят для внуков Аполлона,
По гордой лире Альбиона
Он мне знаком, он мне родной.
Ночей Италии златой
Я негой наслажусь на воле,
С венецианскою младой,
То говорливой, то немой,
Плывя в таинственной гондоле;
С ней обретут уста мои
Язык Петрарки и любви.
(гл. 1, XLIX)
festival.mggu-sh.ru/modules/get-file.php?id=5647&source=work