Гончаров — психолог-«рисовальщик» , как и Гоголь, он мастерски выписывает пейзажи, интерьеры, в портрете — позы, выражения лица. Описаний в романе больше, чем авторских рассуждении, характеристик или пересказов прошлого героя? Рассмотрим, например, описания интерьера. Гончаров, так же, как Гоголь, подробно выписывает мир вещей. Интерьер символичен, в нем воплощаются мысли и чувства героя (то же самое относится и к пейзажу) . И тут вспоминается Гоголь. Можно вспомнить интерьеры домов Манилова и Плюшкина в поэме Гоголя «Мертвые души» и интерьер в доме Обломова, обратить внимание на «маниловские» (неосуществленные планы, безалаберность) , «плюшкинские» (застой, погрязание в домашней стихии, любовь к старым вещам) мотивы в «Обломове» .
Основное отличие Гончарова от Гоголя: стиль Гоголя гротескно- гиперболический; предметы изображаются как будто под микроскопом или в кривом зеркале; появляется абсурдная куча-мала, своего рода «кладбище вещей» , а помещики в этом «антимире» — «мертвые души» . Стиль Гончарова более нейтрален, гротескные заострения образов практически отсутствуют. Обломов — не фантасмагорическая фигура и не «мертвая душа» , а, наоборот, живой человек, со всеми присущими ему проблемами и переживаниями.
Символичны у Гончарова, так же, как и у Гоголя, предметно-бытовые детали (халат, пирог и др.) , разнообразные запахи, вкусы, цвета и звуки.