А. С. Пушкин в 1822 году пишет «Песнь о вещем Олеге» , в основе которой лежит историческое событие. Сам Пушкин назвал свое произведение «Песнью…» , подчеркнув связь с устным народным творчеством и указав на важную черту произведения – стремление воспеть «дела давно минувших лет, преданья старины глубокой» .
Позиция писателя раскрывается через использование в песни различных художественно-выразительных средств: эпитетов («вещий Олег» , «грозной броней» , «на светлом челе» и др.) , метафор («не ведаешь ран» , «годы таятся во мгле» и др.) , сравнений («гробовая змия …как черная лента») , олицетворений («лукавый кинжал» , «ковши круговые, запенясь, шипят» и др.) . Для передачи колорита эпохи, создания атмосферы того времени употребляются устаревшие синтаксические и стилистические конструкции:
Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят – на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости…
В тексте множество архаизмов, старославянизмов: «на тризне плачевной» , «ты под секирой ковыль обагришь» , «и холод и сеча ему ничего» и др.
Изображая персонажей песни, А. С. Пушкин особое внимание уделяет какой-то определенной черте героя. Например, князь Олег – «вещий» , так как с одной стороны его судьба известна, оповещена, с другой стороны – предопределена, и действительно, не во власти князя ее изменить.
Кудесник играет в произведении роль мудрого старца, независимого от мирской жизни, поэтому он – «покорный Перуну …одному, заветов грядущего вестник» . Конь Олега является одновременно и его лучшим товарищам во время нелегких битв, и символом смерти, от которого суждено умереть князю:
Твой конь не боится опасных трудов…
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего…
Но примешь ты смерть от коня своего.
«Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина написана амфибрахием. Амфибрахические стихи отличает более ровная интонация по сравнению с другими стихотворными размерами, и поэтому этот размер используется, как правило, при повествовании в лиро-эпических жанрах.