Aza Yuldashev
Aza Yuldashev

Какое место в системе образов романа занимает сюжетная линия "Обломов - Агафья Пшеницына"?

Довершает ли эта линия окончательное развенчание Обломова или, наоборот, в чем то поэтизирует его образ. Мотивируйте свой ответ.

ВС
Виктория С

«Любовь» как смысловой комплекс объединяет три типа любовных
историй.
а) Идеальный мир чувств (Обломов — Ольга Ильинская) , где все идеально. Для обоих идеальной сферой пребывания является музыка, она наполняет их неведомыми переживаниями.
б) Идиллические отношения (Обломов — Агафья Пшеницына) развваются на фоне контрастном предыдущему. Выборгская сторона — это не тенистые аллеи, не горные тропы. Здесь вокруг огороды и деревянные дома, крапива — в канаве и куры во дворе. Этот уголок отделен от прочего мира широкой рекой. Автор в данном случае воссоздает здесь не психологические переживания героев, а обстановку «высшего порядка» , атмосферу чистоты, уюта, покоя. Через них передается состояние Обломова – «покой, довольство и безмятежная тишина» . В «тонком сне» Обломову грезилось, будто «он достиг той обетованной земли, где текут реки меда и молока» . Пробуждаясь, он видел, что рай окружает его наяву: царство солнечного света, пение канареек, аромат экзотических гиацинтов и самое главное — любовь.
В самом начале этого любовного сюжета образ Агафьи (греч. доброта) являет собой торжество материального начала. Это «простая баба» , весь внутренний потенциал которой исчерпывался словом «глупость» . Примечателен облик вдовы-чиновницы, вернее, «говорящие» детали, задерживающие взгляд Обломова: «затылок» , «шея» , «спина» , «локти» . Ракурс обломовского восприятия героини в большинстве случаев
предполагает «вид сзади» . В то время как пластика внешнего выражения образа Ольги обратная: детали облика — глаза и брови, недвижные губы, ракурс видения — «вид спереди» .
Однако в последней части романа, когда любовь пробудила в Агафье качества высшего порядка, преобразила ее, героиня становится похожей на подвижниц со страниц древнерусских житий: живет она в полном согласии с миром, в душе ее — тишина и покой. Местом ее подвижничества был дом, как и у ее возможного прототипа Ульянии Осорьиной — она труженица, устроительница домашнего очага. Любит Агафья по-евангельски, «не превозносясь» и «не ища своего» . Для Ольги любовь была одним из
средств самоутверждения. Агафья ничего не стремится «сжечь и развеять» . Внутренняя логика образа Пшеницыной обусловила ее преображение из «простой бабы» в подвижницу духа. В свое время Аполлон Григорьев тонко заметил, что Агафья «гораздо
более женщина, чем Ольга» . Это вполне созвучно авторской концепции развития образа, согласно которой Агафья должна соответствовать русским архетипическим представлениям о женском достоинстве.
в) «Разумное сосуществование» (Штольц — Ольга Ильинская) . Эта история параллельна идиллической истории любви Обломова и Пшеницыной. Чувства героев полны изысканности, «тончайшей игры ума» . Здесь также нет места плотскому влечению.

Похожие вопросы
описание Обломовки из романа "обломов"
чем закончился роман "Обломов?"
сколько сюжетных линий в произведении отцы и дети? Сколько сюжетных линий и какие?
что составляет сюжетную основу романа "Обломов"
Помогите ответить очень срочно) Все ли сюжетные линии романа "Обломов" отражены в фильме? Смысл Обломовщины?
Обломов. Почему главным героем романа стал Обломов, а не Штольц?
Женские образы в романе Обломов. Женские образы в романе Обломов
История создания романа " Обломов ". История создания романа " Обломов "
Кто такой Обломов? Каков его образ жизни?
Кто из героинь романа Лермонтова «Герой нашего времени» не относится к любовной сюжетной линии романа: