Семи и четырех ты – произвол,
Семью и четырьмя себя извёл.
Пей, друг, вино! Ведь сотни раз твердили:
Возврата нету: коль ушёл – ушёл.
Могу предположить, что Омар Хайям имел в виду четыре последние вещи и семь смертных грехов – те самые, о которых говорится и в Библии, и в Коране и которые через почти три с половиной века после появления этих стихов изобразит на своей знаменитой картине нидерландский художник Иероним Босх.
Иероним Босх
Семь смертных грехов и Четыре последние вещи, 1475–1480
Доска, масло. 120×150 см
Прадо, Мадрид
Четыре – это:
смерть,
Высший суд,
ад,
рай.
Семь – это (в скобках даны синонимы, которые употребляются в названии семи смертных грехов в православии) :
гнев,
гордыня (гордость) ,
похоть (блуд) ,
уныние (леность) ,
обжорство (чревоугодие) ,
алчность (корыстолюбие) ,
зависть.
Собственно, эти же грехи осуждаются и в исламе, мусульмане, как и христиане, считают их, не только большими грехами, но и причиной других грехов. Хотя более серьёзными грехами Коран называет неверие, незнание основ ислама, непочитание Аллаха и тому подобные вещи, связанные с верой, всё же именно семь смертных грехов – это то, что встречается человеку на каждом шагу, и то, с чем человек ведёт более или менее успешную борьбу (эта борьба и её результаты индивидуальны) .
Омар Хайям, думаю, говорит о том, что человек, одной стороны, дитя семи смертных грехов, с другой – изводит себя мыслями о своей греховности, о смерти, после которой его ждёт Высший суд, который и определит его дальнейшее местопребывания – ад или рай. А выход поэт видит в вине, которое позволяет забыться. А так как нет возврата в этот мир тем, кто отправился в мир иной, то и наслаждаться этим напитком надо в этой жизни. Вывод, конечно, спорный для меня, например, но не для Омара Хайяма, который в своих рубаи создал настоящий гимн вину и винопитию.
Источники:
№ 1,
№ 2,
№ 3,
№ 4.