Анна Николаева
Анна Николаева

кого на руси признавали святым

СН
Сергей Новиков

Святые и империя
Мы видим в Федотове русского патриота, который знает, что в сознании московского народа XV-XVI вв. св. Сергий Радонежский занял достойное место рядом с Борисом и Глебом. Одновременно исследователь напоминает о митрополитах Московских, святителях Петре, Алексее и Ионе, много послуживших православию и государству. Заслуживает внимания фрагмент о Патриархе Московском и всея Руси Гермогене, уморенном голодом во время польской интервенции в 1612 г. , во второй период Смутного времени.
Однако Федотов хорошо знает, что русские святые - это еще не весь русский народ. Он неустанно опровергает и тезис, согласно которому уже в первые века своего существования в Киевской Руси Церковь причисляла князей к лику святых за их национальные или политические заслуги. Этому противоречит тот факт, что среди канонизированных князей мы не найдем ни Ярослава Мудрого, ни Владимира Мономаха, "тех, кто больше всего сделал для славы России и для ее единства": "Церковь не канонизирует никакой политики - ни московской, ни новгородской, ни татарской; ни объединительной, ни удельной. Об этом часто забывают в наше время, когда ищут церковно-политических указаний в житии Александра Невского. (...) Император Петр, перенеся его мощи из Владимира в новую столицу, в годовщину Ништадтского мира, сделал его ангелом-покровителем новой империи".
Русские привыкли, как говорит Федотов, к очевидной в древнерусских летописях и "Слове о полку Игореве" общерусской национальной идее и похвале политики собирания земель. Однако в Средние века эти принципы пробивались в христианское сознание лишь с огромным трудом. Зато в нем жила "концепция малой родины": "Это отечество, эта русская земля - не государство, которого еще не существовало, - вместе с городской областью, малой родиной является в княжеских житиях предметом нежной и религиозной любви". Только московский период принес фундаментальные перемены. Федотов описывает систематическое падение святости во все более сильном и территориально все более могущественном государстве. Корни этого явления он усматривает в эпоху Ивана Грозного: "1547 - год венчания на царство Грозного - в духовной жизни России разделяет две эпохи: святую Русь от православного царства".
http://www.novpol.ru/index.php?id=368

Похожие вопросы
В Китае обед - святое. В Корее - ужин. А у нас? Что осталось святого в святой Руси?
И под кого вы здесь косите, а ну признавайтесь???)
Православный Христианин Святой Руси не может быть нацистом?
Ну, признавайтесь, у кого деньги на Кипре?
почему все русые СВЯТЫЕ? кстати я тоже русая)
что и для кого строили в Древней Руси
а у кого кривые ноги?.. признавайтесь..
Признавайтесь, у кого права куплены?
Признавайтесь!!! У кого уже утро???
А у кого домовенок Кузя? признавайтесь.