Почему же роман назван именно так? Попробуем проследить смысловую нить, обратившись к истории создания этого
произведения, покрытой еще большим мраком, чем сама книга.
В 1928-1929 годах, в один из самых тяжелых периодов своей жизни, Михаил Афанасьевич Булгаков почти одновременно
приступает к созданию трех произведений: романа о дьяволе. Пьесы под названием «Кабала святош» и комедии, которая вскоре
будет уничтожена вместе с начатым романом. Да, в начале 1920 года автор сожжет первую редакцию своего произведения.
Сохранились лишь две тетради черновиков и наброски отдельных глав. Впрочем, такого исхода можно было ожидать. Роман о
дьяволе, как и роман о Боге, мог привести автора к самым трагическим последствиям. Но, несмотря ни на что, он продолжает
писать свою книгу. На полях его рукописей появлялись один за другим варианты названий: «Гастроль…» , «Сын…» , «Копыто
консультанта» , «Копыто инженера» , «Он явился» и другие. Чаще всего встречалось - «Черный маг» .
В 1930-31 годах писатель пытается возобновить работу над романом, но сильное физическое и психическое
переутомление мешают ему. Причину своей болезни Булгаков определяет так: «Многолетняя затравленность, а затем молчание» .
Осенью 1932 года автор вновь возвращается к своему замыслу, и теперь уже окончательно. В роман вводятся новые
герои: сначала Маргарита, затем мастер. Появление в романе образа Маргариты, а вместе с ним темы великой и вечной любви,
исследователи творчества Булгакова связывают с приходом в его жизнь Елены Сергеевны Шиловской. Любовь к ней продиктовала
автору лучшие страницы романа - страницы любви. Да, с рождением образа Маргариты основной движущей силой романа
становится любовь.
Несомненно, мы связываем образ главной героини романа с Е. С. Шиловской, но имя Маргариты дает нам знак о
неразрывной связи с «Фаустом» Гете. Судьба героини Булгакова отнюдь не похожа на судьбу гетевской Маргариты. Смерть
несет ей не вечное забвение, а покой, как награду за все ее страдания. Тесная ассоциативная связь булгаковского
произведения с трагедией «Фауст» проходит через весь роман.
Образ гетевской Гретхен не давал Булгакову покоя, и автор вводит персонаж - Фриду, в которой ясно
прослеживается судьба героини «Фауста» . Даже имя подобрано так, что отражает гетевский мотив. Ведь Фрида означает
«свободная» .
Но вернемся к героине нашего романа. Булгаковская Маргарита полюбила мастера с первого взгляда, без всякой
помощи со стороны дьявола, и была готова на все, чтобы всегда быть со своим мастером. Она даже отдает душу Воланду (что
у Гете сделал Фауст) , чтобы вернуть любимого человека.
Однако не только гетевская трагедия послужила источником вдохновения для Булгакова, пожалуй, вся история
литературы, сама жизнь вошли в книгу, диктуя автору образы, сцены, имена… Да, именам Булгаков придает особое значение.
Но обратимся к мастеру, который остался «безыменным» . Несомненно, в основе этого образа лежит образ доктора Фауста -
вечного искателя истины. Но это только отблеск, зыбкая тень героя. В судьбе мастера четко прослеживается жизненный путь
самого Булгакова, да и не его одного, а многих писателей, поэтов, художников, ученых, посмевших проявить свободу мысли в
эпоху не свободы.
Вложенные в сюжетную линию романа автобиографические подробности еще раз заставляют читателя увидеть тесную
связь между автором и его героем. Судьба романа, созданного мастером, - это в какой-то степени и судьба книги Михаила
Булгакова, который свой творческий долг видел в том, чтобы возвратить человеку веру в высокие идеалы, в добро и
справедливость, призвать его к неутомимому поиску истины. Роман о всепобеждающей силе любви и творчества все-таки
пробился к читателю, как бы подтверждая сокровенную мысль Булгакова: «Рукописи не горят» . Затравленный сворой
литературных критиков в своей земной жизни, мастер обретает прощение и приют в Вечности.
РОМАН (от франц. roman, первоначально произведение на романских языках) – крупная форма эпического жанра литературы. Какого бы объема ни был, роман всегда предлагает читателю развернутое в цельном художественном пространстве действие, а не какой-то один эпизод или яркий момент.
Литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личностив ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера исамосознания. Роман - эпос нового времени; в отличие от народного эпоса, где индивид и народная душа нераздельны, в романе жизнь личности иобщественная жизнь предстают как относительно самостоятельные; но""частная"", внутренняя жизнь индивида раскрывается в нем ""эпопейно"", т. е. с выявлением ее общезначимого и общественного смысла. Типичная романнаяситуация - столкновение в герое нравственного и человеческого (личностного) с природной и социальной необходимостью.