В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим.
А. С. Грибоедов
Есть в русской литературе великие проведения, уже в названиях которых заключен их основной идейный смысл. Это «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Доходное место» , «Гроза» А. Н. Островского, «Накануне» и «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Война и мир» , «Воскресение» Л. Н. Толстого. Достойное место в этом ряду занимает комедия А. С. Грибоедова «Горе о ума» .
Создав образ Чацкого, передового человека своего времени, писатель показал, что ум — могучая сила в борьбе против старых порядков, деспотизма, рабской психологии. Ум Чацкого — причина его непримиримого конфликта с фамусовским обществом, обществом глупцов, как он справедливо полагал. Эта проблема уже в грибоедовское время была очень актуальна, и понятия «умный» , «умник» часто употреблялись как синонимы понятий «вольнодумный» , «независимый» . Именно в таком смысле употребляли эти слова декабристы и близкие к ним люди.
Грибоедов в своей комедии поднял голос в защиту разума, просвещения, культуры, национальной и социальной независимости: против «века минувшего» с его отжившими взглядами и рабской психологией. Ум Чацкого — это передовые убеждения человека, враждебного косному и отсталому фамусовскому обществу, «житья прошедшего подлейшие черты» которого ненавистны тем, кто воплощает «век нынешний» . Именно потому, что Чацкий живет «с веком наравне» , у него нет и не может быть ничего общего с Фамусовыми, молчалиными, скалозубами; его конфликт с ними и такими, как они (а у Грибоедова все герои — «знакомые незнакомцы») , неизбежен.
В комедии Чацкий одинок, но «за сценой» присутствуют его единомышленники, такие же «умники» , которых не только опасаются, но и боятся Фамусов и его гости. Это и двоюродный брат Скалозуба, набравшийся «каких-то новых правил» , несмотря на то, что «чин следовал ему» , «он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать» . Это и ученый племянник княгини Тугоуховской, который тоже «чинов не хочет знать» , и профессора Педагогического института: они упражняются «в расколах и безверье» . От имени этих молодых людей, детей 1812 года, и выступает Чацкий. Поэтому «мы» в его монологе не случайно: «теперь пускай из нас один, из молодых людей, найдется враг исканий... »
Ум Чацкого следует понимать и буквально, ведь стремление к просвещению — характерная черта передовой молодежи (вспомним, как Софья упрекает его: «Зачем ума искать и ездить так далеко?») , и как враждебные дворянской Москве передовые взгляды. «Мы были дети 1812 года», — сказал декабрист М. И. Муравьев-Апостол. И мы, читатели, за одинокой в комедии фигурой Чацкого угадываем всю молодую Россию грибоедовского времени, Россию будущих декабристов и их единомышленников.
В столкновении Чацкого с фамусовским миром, как солнечный луч в капле воды, отразилась та борьба между старым и новым, которая наиболее полно характеризует эпоху. Мысль о невозможности согласия, примирения двух противоборствующих лагерей блестяще подчеркнута названием комедии.