Уже в лицее Пушкин создаёт своё первое вольнолюбивое стихотворение
«К Лицинию» . В этом стихотворении Пушкин под видом подражания древним
римским авторам выступает против русского самодержавия, против царя
Александра и его сподвижника Аракчеева и прославляет свободу.
Пушкин рисует древний Рим, «гордый край разврата, злодеяний» , который
«свободою возрос, а рабством погублен» . В этом раннем стихотворении
гражданская тема выражена ещё в иносказательной форме.
Более широкое и свободное развитие вольнолюбивых мотивов в поэзии Пушкина относится к 1817-1819 гг. В это время одно за другим появляются гражданские стихотворения Пушкина: «Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819)
и др. В этих стихотворениях Пушкин поднимает свой гневный голос против самодержавия и крепостничества. В лирике его ясно звучат отголоски и мятежных идей будущих декабристов.
Название оды «Вольность» Пушкин заимствовал у Радищева, который написал оду «Вольность» и включил её в «Путешествие из Петербурга в Москву» .
В своей оде молодой поэт воспел политическую свободу, бичуя в то же время царскую тиранию:
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
Пушкин хочет воспеть свободу потому, что в современной
Европе и России видит лишь одно насилие:
Увы! Куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы.
Особенно сильно выражена ненависть поэта к тирании в следующих строках:
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
В оде «Вольность» выражен пафос поэта-гражданина, революционное предостережение тиранам, призыв к восстанию.
Дружба с Чаадаевым оставила глубокий след в жизни Пушкина.
Свидетельством близости поэта к Чаадаеву является послание «К Чаадаеву» .
В конце этого стихотворения находим замечательные строки:
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Молодой поэт верил, что в России самовластье не вечно, что оно падёт и
начнётся новая, свободная жизнь.
В стихотворении «Деревня» , написанном во время пребывания в селе
Михайловском, поэт яркими чертами рисовал страдания крепостных крестьян,
выражая пламенную веру в освобождение русского народа от крепостного права.
В 1827 г. Пушкин обращается к ссыльным декабристам с посланием «В Сибирь» .
В стихотворении «Арион» ясно звучит мысль о верности Пушкина своим прежним идеалам: «Я гимны прежние пою» .
В этом стихотворении Пушкин называет себя певцом, который пел гребцам-декабристам. «Кормщик» - это, по-видимому, Пестель, один из главарей
движения декабристов.
Свои взгляды на самодержавие Пушкин ещё раз выражает в стихотворении «Анчар» . Анчар - дерево, выделяющее ядовитый сок, которым туземцы пользуются для отравления стрел. Пушкин аллегорически изображает самодержавие в виде
ядовитого дерева, несущего гибель людям.
Вольнолюбивые стихи великого русского поэта сыграли важную роль в общественной жизни того времени. Творчество Пушкина повлияло на развитие гражданской русской поэзии: его дело продолжили М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и другие поэты.
http://www.spishy.ru/essay/164/3595